
Концепция «Умный город» реализуется Минстроем России с 2018 года в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» и программы «Цифровая экономика» с целью создания эффективной системы управления городским хозяйством и обеспечения комфортных условий для жизни горожан. Проект охватывает инновации для городской среды, городское управление, интеллектуальные системы общественной безопасности, инфраструктуру сетей связи, «умное» ЖКХ, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы экологической безопасности, туризм и сервис.
Редакция журнала РБК+Юг рассказывает, насколько «умными» являются южные города, над какими цифровыми решениями сегодня работают частные компании и ученые, как «умные» светофоры позволяют управлять транспортными потоками, звуковые сигналы — передвигаться по улицам, а «умные» датчики — экономить энергоресурсы.
Разработки для «умного города»
Рейтинг умственного развития — интеллекта — российских городов составляется на основе индекса «IQ городов», который определяет степень цифровизации городского хозяйства в крупнейших, крупных и больших городах, а также в административных центрах. В июне 2024 года Минстрой России представил расчет индекса за 2023 год, согласно которому в разделе «Крупнейшие города» Волгоград оказался на 11-м месте с показателем 58,54, а Ростов-на-Дону — на 14-м с показателем 41,08. В разделе «Крупные города» Сочи занял 6-е место с 85,77, а Краснодар — 22-е с показателем 63,32. Новороссийск разместился на 11-м месте в разделе «Крупные города».
Лидером в разделе «Крупнейшие города» оказалась Москва, которая, как рассказал редакции журнала РБК+Юг директор Центра исследований «Умного города» Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Константин Трофименко, к тотальному внедрению «умных» технологий подходит осознанно. Эксперт считает, что в столице этот процесс займет еще лет 10-15, но уже сейчас там хорошо развита система «искусственного зрения»: «умные» фото- и видеокамеры определяют степень чистоты улиц, по камерам учатся оценивать заполняемость парковок, а снижение уровня уличной преступности стало следствием в том числе установки в городе видеокамер наблюдения.
Наиболее подходящей формой хранения актуальной информации о городе Константин Трофименко называет систему цифровых двойников, представляющую собой виртуальную модель реального объекта или территории, которая отражает как его текущее состояние, так и его будущее. К этой модели можно привязать все базы данных: к дороге — действующий трафик, к мусорной корзине — счетчик наполняемости и т. п. Созданием цифровых двойников территорий и населенных пунктов занимается компания «Цифровые города». «Цифровой двойник позволяет моделировать различные сценарии, учитывая инфраструктурные и инвестиционные проекты, мастер-планы по развитию. Например, мы реализовали проект в одном из крупных инвестпроектов по развитию горного кластера “Архыз”, где с помощью цифрового двойника удалось оптимизировать размещение новых объектов инфраструктуры»,— объяснили принцип работы в пиар-службе компании.
Разработкой комплексной системы прогноза рисков ДТП на основе событий водительского поведения, классифицированных как «неаккуратное вождение», сегодня занимается Сбер. Такие события, как несоблюдение дистанции, проезд на мигающий зеленый сигнал светофора и несоблюдение бокового интервала, определяются на основе системы видеонаблюдения с помощью технологий компьютерного зрения. «Владельцы автомобилей с высокой вероятностью попадания ДТП на основе модели искусственного интеллекта, оценивающей уровень риска, будут получать через мобильное приложение меры превентивного воздействия с целью корректировки стиля вождения»,— рассказал редакции журнала РБК+Юг руководитель Центра человекоцентричного ИИ Сбербанка Рустам Боровик.
«Ученые Донского государственного технического университета (ДГТУ) сейчас работают над созданием мобильного приложения, с помощью которого водители смогут отслеживать заполняемость автопарковок в городе. Разработанный программный алгоритм на основе искусственного интеллекта подключается к камерам, далее камера снимает парковку, алгоритм собирает информацию, выделяет свободные места и занятые, людей и прочие объекты. После этого информация структурируется, передается на сервер и отображается в приложении»,— рассказал о работе цифрового решения автор проекта, студент ДГТУ Даниил Хартавакян.
Более мобильным делает современный город возможность арендовать электросамокат или электровелосипед. Как рассказали РБК+Юг в кикшеринговой компании «МТС Юрент», сделать это можно с помощью мобильного приложения, в котором доступна интерактивная карта, отображающая все доступные для аренды устройства. Пользователь выбирает свободный самокат и может забронировать его на 15 минут бесплатно. Для активации аренды нужно отсканировать QR-код на устройстве.
Среди преград, которые сегодня встают на пути внедрения «умных» сервисов, Константин Трофименко называет угрозу кибербезопасности: разработчикам цифровых решений нужно закладывать вероятность кибератак — попыток несанкционированного доступа к компьютерным системам. В более отдаленных областях технологической проблемой может быть медленный интернет. Не все горожане могут быть рады тому, что их передвижение по городу отслеживается по камерам видеонаблюдения. Но если человек не собирается ничего нарушать, то ему нечего беспокоиться.
«Умные» светофоры и видеокамеры на Кубани
Важным элементом «умного» города являются интеллектуальные транспортные системы (ИТС), компоненты которой помогают эффективно эксплуатировать транспортную сеть: камеры снимают данные о трафике в ключевых точках города, система анализирует ситуацию и при помощи светофоров выстраивает потоки машин.
По словам заместителя главы муниципального образования города Краснодар по вопросам строительства, транспорта и дорожного хозяйства Владимира Архипова, на территории столицы Кубани сегодня внедрены несколько модулей ИТС: приоритета общественного транспорта, мониторинга транспортного потока, мониторинга общественного транспорта и школьного подвоза, метеомониторинга, мониторинга дорожных служб города, «Транспорт Краснодара онлайн» и «Умные светофоры». Благодаря внедрению в Краснодаре ИТС, даже в условиях увеличения трафика на 18% удалось достичь повышения пропускной способности в пиковые часы на 10%. Самым сложным инструментом контроля трафика специалисты называют адаптивный режим управления «Умный светофор», при котором светофорный объект оборудуют детекторами транспорта, позволяющими контролеру в режиме реального времени принимать решения об изменении режима работы в зависимости от потока транспорта. Адаптивные режимы сегодня установлены на 165 светофорных объектах Краснодара.
Большую экспертизу в решениях для «умных городов» накопил МегаФон, запустивший проекты в крупных городах Краснодарского края. Первый проект компания реализовала в 2014 году в Сочи к Олимпийским играм, когда была установлена система из 1400 камер видеонаблюдения. В 2024 году здесь была модернизирована существующая цифровая система, внедрены еще 300 камер с функцией распознавания лиц. Недавно к системе подключили еще более 200 камер на пляжах Большого Сочи. На звание первого «умного» города на побережье Черного моря претендует и Новороссийск, ставший участником пилотного проекта Минстроя РФ в 2018 году и заключивший соглашение с Международной ассоциацией умных городов. С 2018 по 2024 годы на реализацию проекта здесь планировалось направить более чем 1,4 млрд руб.
«Пищалки» для слабовидящих
Цифровые сервисы способны сделать передвижение слабовидящих людей в городе более комфортным. Так, все светофоры Краснодара оборудованы звуковыми «пищалками» для информирования о разрешающем сигнале светофора. На 43 переходах встроены «речевые информаторы», проговаривающие наименование улицы, через которую горит разрешающий сигнал светофора. Пять перекрестков в городе оборудованы устройством звуковой сигнализации типа «Триоль», дублирующим разрешающий сигнал пешеходного светофора. Устройство «Говорящий город» с функцией радиоинформирования в 2022 году установила в своих магазинах в Краснодаре и Новороссийске торговая сеть «Пятерочка». Благодаря сообщениям о препятствиях перед входом в магазин и сигналам звукового маяка система помогает находить вход в магазин и ориентироваться внутри него.
В подвижном составе пассажирского транспорта, на остановочных комплексах и в подземных пешеходных переходах Ростова-на-Дону сегодня встроены 210 ед. оборудования системы для слабовидящих «Говорящий город». В 2023-2024 годах в городе на 14 светофорных объектах были установлены 100 устройств типа «Триоль». В 2025 году дополнительно 16 светофоров донской столицы оснастят устройством звукового сигнала «разрешающий сигнал светофора».
Когда дома «как дома»
Привыкать к цифровым сервисам житель города начинает, еще не выходя на улицу,— дома. С помощью технологии «умный дом» можно управлять освещением, температурой — создавать необходимый климат внутри своего жилища. Уже несколько лет «умные» электросчетчики компании «МегаФон» самостоятельно считывают показатели потребления электричества в коттеджном районе «Николино парк» в Краснодаре. Цифровое решение автоматизировало процесс выставления счетов УК и владельцам домов и квартир, что помогло сторонам во время спорных ситуаций с оплатой услуг ЖКХ. Программа считывает потребление воды и формирует платежные документы. Аналогичная система уже несколько лет работает и в Геленджике.
Кубанский застройщик ГК «Лендекс» планирует интегрировать в свой жилой комплекс «Дзенпарк» в станице Марьянская телеметрию — автоматизированную систему, обеспечивающую сбор и хранение показателей приборов учета водоснабжения и электропотребления от потребителей. Будет внедрена и система контроля и управления доступом.