#13 Журнал РБК+Юг, 21 апреля
Практика , Ростов-на-Дону ,  
0 

Турналог, авто, Кавказ

Тренды туризма в ЮФО и СКФО в 2025 году
фото: Антон Тайбарей
фото: Антон Тайбарей
В 2024 году количество турпоездок по России увеличилось на 10%. В число лидеров спроса вошли регионы ЮФО и СКФО. В 2025 году спрос на курорты Юга и Кавказа сохранится

В числе главных трендов отрасли — поиск новых кадров, стандартизация и развитие сервиса, растущая популярность кавказского направления, диверсификация турпродукта и автотуризм.

В 2024 году количество туристических поездок по России, по оперативным данным Росстата, выросло более чем на 10%, сообщает Министерство экономического развития Российской Федерации.

«Регионами-лидерами по темпам прироста турпоездок стали Чеченская Республика, Тува, Ульяновская и Рязанская области: они показали рост более 35%. Перечень самых популярных направлений традиционно возглавили Москва, где за год число путешественников, останавливающихся в гостиницах, выросло на 7,6% — до 12,1 млн, и Краснодарский край, показавший рост на 14,4% — до 10 млн человек», — сообщила пресс-служба ведомства в феврале 2025 года.

По оценкам экспертов, в 2025 году рост внутреннего туризма сохранится, в том числе и в направлении Юга и Кавказа. По оценкам представителей Ассоциации туроператоров России, в текущем году рост турпотока в регионы ЮФО и СКФО в зависимости от территории составит от 3% до 20%.

Сегодня основные тренды отрасли предопределяет обновленный национальный проект «Туризм и гостеприимство», разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации в 2024 году, пояснил РБК+Юг председатель комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере туризма, вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин.

«Можно сказать, что реализация национального проекта — это и есть главный тренд не только в 2025 году, но и на последующие годы. Нацпроект предусматривает целый ряд прорывных инициатив в сфере гостеприимства, начиная от курорта «Новая Анапа» и заканчивая Каспийским прибрежным кластером. В то же время наряду с увеличением количества средств размещения будет развиваться и сопутствующая инфраструктура, дороги, будут выращиваться новые кадры. Для Юга и Кавказа рост туризма дает мощнейший импульс для развития», — отметил Юрий Барзыкин.

По данным ТАСС, бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта «Туризм и гостеприимство» запланированы в 2025 году в объеме 43,9 млрд руб. В частности, на реализацию федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал», куда входят и проекты на Черном море и Каспии, в 2025 году запланировано 6,2 млрд руб.

По мнению Юрия Барзыкина, сегодня можно выделить ряд наиболее важных трендов для отрасли. В их число входит подготовка кадров в условиях растущих потребностей туриндустрии, стандартизация и повышение сервиса в средствах размещения после изменений в системе классификации, рост интереса туристов к Северному Кавказу, востребованность у путешественников автомобильных маршрутов, а также диверсификация туристических продуктов благодаря новым нишам — медицинскому, корпоративному и бьюти-туризму.

Тренд 1. Новые правила на рынке туриндустрии

На фоне интенсивного развития рынка туристических услуг в России в 2024 году был введен ряд изменений в законодательство. Обновление правил классификации должно обеспечить легализацию и прозрачность рынка гостеприимства, повысить качество сервиса гостиниц и отелей. Также введение туристического налога позволит муниципалитетам привлекать в собственный бюджет больше средств, которые могут быть направлены на развитие городской и курортной инфраструктуры.

Задачу по легализации рынка гостиниц и отелей должен решить новый закон об обязательной классификации средств размещений, который начал действовать с января 2025 года. Закон предполагает присвоение звезд не только гостиницам и отелям, но и другим объектам размещения, включая комплексные и индивидуальные (КСР и ИСР). Для этих целей создадут единый реестр объектов средств размещения, включая кемпинги, глэмпинги. Оказание услуг в средствах размещениях, не состоящих в указанном реестре, будет запрещено.

«Обновленная система классификации позитивно повлияет на рынок, так как благодаря преобразованиям в оборот будут включены практически все средства размещения, включая кемпинги, глемпинги и другие объекты, тогда как раньше легализоваться и «получить звезды» стремились в большей степени гостиницы. Это создавало неравную конкуренцию, так как у тех средств размещения, что проходили добровольную самостоятельную классификацию, было больше ресурсов для продвижения. Организационно сейчас проходит первый этап адаптации к новой системе», — пояснил Юрий Барзыкин.

Также с 1 января 2025 года вступили в силу новые поправки в налоговый кодекс, которые определяют введение муниципалитетами туристического налога. Он заменит курортный сбор, который был запущен в рамках эксперимента, в том числе и на Ставрополье и Кубани, с 2018 года. Турналог выплачивают средства размещения, включая санатории, в размере 1% от стоимости предоставления мест в отелях и гостиницах.

По информации Российского союза туриндустрии, в ЮФО турналог уже ввели в некоторых муниципалитетах Краснодарского края, Адыгеи, Ростовской области. В СКФО новый сбор действует в части районов и городов Дагестана, Ставрополья, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Чечни. Как рассказала РБК+Юг генеральный директор сети санаториев «Плаза Спа» в Кисловодске Марина Азарова, инициатива по введению турналога вполне понятна для отрасли.

«На протяжении нескольких последних лет мы участвовали в эксперименте по взиманию курортного сбора на территории Ставропольского края. В целом оцениваем инициативу положительно при условии, что полученные средства пойдут на развитие нашего региона, останутся на местном уровне и будут направлены на развитие инфраструктуры муниципального образования, улучшение городской среды, привлекательность курорта», — пояснила Азарова.

Тренд 2. Жажда свежих кадров

Увеличение количества гостиниц и отелей на Юге и Кавказе требует и роста штата сотрудников. В то же время в отрасли пока по многим позициям наблюдается дефицит. Поиск, вовлечение, профориентация станут основными задачами отрасли на ближайшие годы.

По данным hh.ru Юг, в регионах ЮФО количество вакансий в сфере туризма по итогам 2024 года выросло на 16%, достигнув 64 тыс. В СКФО рост количества предложений на рынке труда за год составил 18%, количество размещенных вакансий — 8,3 тыс.

«Дефицитной профобласть гостеприимства была почти весь 2024 год в ЮФО и в сезон в СКФО — индекс конкуренции колебался в ЮФО от 2,6 в пик сезона до 4,5 и в СКФО от 3,8 до 7,0 резюме на вакансию при норме от 4 до 8. Однако, представители профобласти «Туризм, гостиницы, рестораны» жаловались, что у них возникают круглогодичные сложности в подборе персонала. Сейчас ярко проявилась общая для рынка тенденция, довольно парадоксальная, но уже мейнстримная: даже в профицитных областях или областях с нормальным индексом конкуренции найти сотрудника с нужными навыками, экспертизой и опытом, а также готового на финансовые и прочие условия в вакансии, довольно сложно и занимает в два раза больше времени, чем тремя-пятью годами ранее», — прокомментировала директор hh.ru Юг Олеся Лавренова.

По оценкам hh.ru Юг, медианная заработная плата в сфере туризма в Южном федеральном округе в 2024 году составила 52 тыс. руб., что на 17,3% выше уровня 2023 года. Размер медианной зарплаты в Северо-Кавказском федеральной округе выросла на 18% до 38,4 тыс. руб.

По мнению президента ассоциации «Объединение гостеприимства Северного Кавказа» Сефижат Магомедрассуловой, решение кадровой проблемы состоит в том, чтобы усилить профориентационную работу в школах, расширить популяризацию рабочих профессий. Сами средства размещения могут применять роботизацию услуг.

«На местах, на объектах потребуется проводить работу в плане обучения и систем поощрения персонала. Мы в Национальной ассоциации гостеприимства Северного Кавказа регулярно проводим семинары, обучающие мастер-классы, конференции в этом направлении. Но с той ситуацией, которая сложилась в этом году на Черноморском побережье, нужно усиливаться именно СКФО в данном направлении», — пояснила Сефижат Магомедрассулова.

Юрий Барзыкин, в свою очередь, отметил, что на Юге новый образовательный центр появится в Анапе. Там откроют филиал Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТИС). Филиал будет работать по модели бесшовного образования в рамках проекта «Пять морей и озеро Байкал» и готовить студентов по стандартам высшего и среднего образования, что позволит увеличить количество специалистов в отрасли.

По словам председателя экспертного совета ассоциации отельеров «АМОС» Дмитрия Богданова, сегодня на Юге не хватает специалистов по целому ряду направлений гостиничной деятельности.

«Очень не хватает горничных, администраторов, менеджеров по продажам, айтишников, поваров, официантов, водителей, матросов-спасателей, инженеров, маркетологов. Ключевая задача сегодня — это и подъем престижа работы в индустрии гостеприимства, и подготовка молодых специалистов для отрасли. Нужно значительно повышать уровень зарплат и качество социального пакета, а также мощно увеличивать инвестиции в реновацию объектов, в обучение персонала, в качество дизайна наших объектов, в автоматизацию и в роботизацию объектов», — отметил Богданов.

Тренд 3. Диверсификация: Wellness, MICE, beauty-туризм

В последние годы число туристов, которые стремятся совместить путешествие с оздоровлением, заботой о красоте и долголетии, а также образованием или саморазвитием, растет. Для представителей отрасли диверсификация предложения является способом исключить фактор сезонности, которая характерна для туристических регионов.

Помимо таких уже зарекомендовавших себя направлений, как энотуризм, гастротуризм, промышленный туризм, все чаще россияне интересуются оздоровительными турами, beauty-туризмом. А при выборе локаций для корпоративных мероприятий выбор падает на курортные территории Юга и Кавказа. Как рассказал РБК+Юг генеральный директор туристического оператора «Дельфин» Сергей Ромашкин, на пляжных направлениях сезонность неизбежна, но если говорить о санаториях, то в этом сегменте можно обеспечить равномерную загрузку в течение всего года благодаря диверсификации услуг.

«У каждого региона должна быть «программа» на лето и на зиму. Выигрывают те, кто может заполнить туристами весь год», — поясняет эксперт.

По словам председателя экспертного совета Ассоциации отельеров «АМОС» Дмитрия Богданова, отдых в формате wellness и beauty-туризма обходит по популярности даже спрос на услуги отелей, работающих по системе «все включено».

«Мы уже сегодня говорим, что в Сочи нужно создавать курортно-медицинский кластер. На отдельных территориях имеет смысл восстановление курортных поликлиник. Еще со времен СССР нам досталось много санаториев — и сейчас люди их распробовали. Сегодня санатории и отели Юга предлагают своим гостям не только отдых, но и современные медицинские центры, где можно пройти диагностику, медицинские, уходовые процедуры. Все направления, связанные с женским и мужским здоровьем и красотой, долголетием, сегодня активно растут», — пояснил Дмитрий Богданов.

Для регионов Юга и Кавказа также характерен растущий спрос на корпоративный, или mice-туризм. По оценкам Минэкономразвития РФ, корпоративный туризм вырос в 2024 году на 25%. Отельеры Юга отмечают рост количества деловых туристов от 5% до 25%. В текущем году индустрия гостеприимства ожидает продолжение роста в сегменте mice-туризма, по отдельным отелям он может быть пятикратным.

«Увеличению турпотока будет способствовать набирающий популярность у деловых туристов формат путешествий — bleisure-поездки, объединяющие дела и отдых. Уже сейчас гости Sirius Hotels все чаще планируют свои командировки заранее, включая в них посещение экскурсий, музыкальных фестивалей, образовательных программ и мастер-классов, которые проходят в Сириусе», — пояснила РБК+Юг заместитель генерального директора Sirius Hotels Амалия Багдасарян.

Тренд 4. Новый драйвер — автотуризм

Автотуризм — еще один популярный тренд для всей страны. Летом 2024 года правительство РФ утвердило концепцию развития автомобильного туризма до 2035 года, целью которой стало создание комфортных условий для путешествий по автодорогам и повышение доступности туристических объектов.

Для регионов Юга — Кубани, Дона, Адыгеи, Крыма — автотуризм стал гораздо более популярным после ограничения полетов в аэропортах. Глава проектного офиса компании «ПроГород» (ВЭБ.РФ) Ксения Титова, под чьим руководством была разработана туристическая схема «Восточный Юг России», рассказала, что в ближайшие годы более трети туристов в регионах, включенных в турсхему, будут путешествовать на своем транспорте.

«По нашим расчетам, около 38% туристов макротерритории будут использовать личный транспорт для путешествий. Поездки на автомобиле станут еще более популярны в перспективе ближайших 5-7 лет», — рассказала Титова.

Концепция развития автотуризма подразумевает организацию кемпингов и кемпстоянок, объектов туристского показа на дорогах в районе побережья Черного, Азовского и Каспийского морей. На Кубани сегодня уже есть соответствующая придорожная инфраструктура. Так, в 2024 году в регионе уже было зарегистрировано 257 средств размещения, включая кемпинги и глэмпинги, вдоль дорог муниципального и регионального значения. В январе прошлого года открылся первый автомобильный туристический маршрут «Винные дороги Краснодарского края».

В Ростовской области, по данным властей региона, основная часть туристов выбирает «классический» маршрут — по трассе М4 «Дон». Вдоль дороги расположены музей-заповедник М. А. Шолохова, парк «Лога» в Каменском районе, музей «Легенды СССР».

В декабре 2024 года издание «Ведомости Юг» сообщило, что компания «Триа Девелопмент» в 2025 году намерена открыть четыре придорожных отеля в Ростовской области и на Кубани. Объекты расположатся также вдоль трассы М4 «Дон».

Для Адыгеи автотуризм — это один из основных источников туристического трафика, отметили в пресс-службе правительства региона. В число наиболее популярных туробъектов, куда отправляются гости республики, входят термальные источники Псыгупс и горная вершина Оштен. По словам главы Адыгеи Мурата Кумпилова, сегодня республика продолжает развивать дорожно-транспортную систему, которая станет фундаментом развития туризма в регионе. Например, в феврале 2025 года в Майкопском районе отремонтировали один из участков дороги, ведущей в Гузерипль и на плато Лаго-Наки.

«Востребованность Адыгеи как территории для туризма и отдыха год от года растет, вместе с этим увеличивается автомобильный трафик. Для обеспечения комфорта и безопасности на дорогах мы постоянно работаем над обновлением и совершенствованием дорожной сети региона», — отметил Мурат Кумпилов.

Тренд 5. Северный Кавказ как лидер спроса

По информации единого института развития Северо-Кавказского федерального округа Кавказ.РФ, туризм сегодня является одним из основных драйверов развития экономики в СКФО. Так, в округе эта отрасль занимает рекордную долю во внутреннем региональном продукте — 4,7%. В Дагестане же этот показатель к концу 2024 года достиг 6,9%. К 2030 году доля туризма в ВРП округа должна достигнуть 7%.

Способствовать росту должна реализация проектов крупных туристических кластеров, таких как Каспийский прибрежный кластер или особая экономическая зона Кавминвод. Реализация проекта «Пять морей» стартует в 2025 году, а решение о создании ОЭЗ на Ставрополье уже находится на рассмотрении в Министерстве экономического развития РФ. По словам генерального директора Кавказ. РФ Андрея Юмшанова, из 6 млн туристов посетивших регионы СКФО, порядка 30% были привлечены курортами, построенными с поддержкой института развития.

«В 2024 году мы запустили в эксплуатацию знаковую канатную дорогу «Орбита» на Архызе, возвели фактически с нуля новый горнолыжный курорт «Мамисон», который откроется в феврале 2025 года. «Эльбрус» взял звание лучшего горнолыжного курорта страны. В марте на нем был побит рекорд по месячному турпотоку — более 103 тыс. человек. В ОЭЗ под управлением Кавказ. РФ за этот год было привлечено 4,5 млрд руб. частных инвестиций и накопленным итогом почти 140 млрд руб. заявленных», — цитирует пресс-служба Кавказ.РФ генерального директора института развития Андрея Юмшанова.

По мнению Сергея Ромашкина, спрос на отдых на Кавказе действительно растет, но есть и ограничивающие факторы. Эксперт отметил, что из-за дефицита инфраструктуры на Ставрополье рост турпотока составит 3-4% в 2025 году, поскольку резервов по размещению уже нет. А вот в Дагестане, где растет интерес к пляжному отдыху, возможен рост в 8-10%.

«У Северного Кавказа широкая аудитория. Гостям макрорегиона региона доступен и санаторно-курортный отдых, и экологические, культурно-познавательные туры, аграрный туризм. Также в СКФО успешно реализуется железнодорожный туризм, сюда ходит поезд «Жемчужина Кавказа».Кроме того, в период ограничения на полеты в южных авиагаванях в регионе почти все аэропорты работают штатно, что повышает доступность местных курортов. Кроме железнодорожного и авиационного транспорта, в СКФО многие туристы едут на своем собственном авто. Сегодня макрорегиону необходимо наращивать темпы развития придорожного сервиса и необходимой инфраструктуры. И Северный Кавказ — это территория, где федеральные инвестиции научились привлекать очень эффективно, что и обеспечивает потенциал развития отрасли», — сказал Юрий Барзыкин.

Вице-президент Ассоциации туроператоров по внутреннему туризму, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин отметил, что дефицит гостиничной инфраструктуры является главным сдерживающим фактором для развития СКФО.

«Дефицит отельной и санаторной инфраструктуры в СКФО — это один из сдерживающих факторов, как и быстрый рост цен на размещение и транспорт в 2023-2024 году. Думаю, спрос уже наталкивается на высокие цены отелей, происходит переток туристов в частное размещение. Рост цен на авиа «пересаживает» туристов на личные автомобили. Необходимо ускорение нового строительства во всех сегментах: капитальное, модульное. Расширение предложения и конкуренция на рынке замедлят рост цен», — резюмировал Сергей Ромашкин.

Инструменты Как развиваются города ЮФО и СКФО
Материалы выпуска
От первого лица Юртаев: экономическое развитие Кубани требует дополнительных кадров
Инновации Инъекция инноваций
Инструменты Охлаждение или рост: что ждет экономику Юга в 2025 году
Практика Отдохнуть до понедельника: как провести выходные на Юге и Кавказе
Инструменты Хэдлайнеры туризма
Компетенция «Вектор ректора»: Инна Шевченко об ответах ЮФУ на кадровые вызовы
От первого лица Профессор Сколково: какие кадры и компетенции нужны рынку труда Юга
Практика Тимбилдинг на стадионе и в спортзале
Инструменты Апартаментное неравенство Юга
Практика Турналог, авто, Кавказ
Инструменты Как развиваются города ЮФО и СКФО
От первого лица Женская эпоха
Инструменты Древняя Анапа могла стать христианским центром Северного Кавказа
От первого лица Жанна Андриевская: счастливая женщина реализована во всем
Компетенция На своем вайбе
Содержание
Закрыть