Креативные индустрии сегодня называют самой быстрорастущей отраслью в мире. В России это направление, по оценкам экспертов, находится в стадии активного развития и обладает значительным потенциалом. О том, какие направления актуальны в этой сфере для южных регионов, почему креативные индустрии не используются как часть маркетинговой упаковки российской экономики на экспорт, в интервью объединенной редакции РБК Юг и Северный Кавказ рассказала директор Центра развития креативной экономики Агентства стратегических инициатив (АСИ) Екатерина Черкес-Заде.
Определиться с понятиями
— Креативные индустрии становятся все более значимым сектором российской экономики. Однако это довольно широко трактуемое понятие. Как вы характеризуете креативные индустрии?
— Креативные индустрии — это конкретные виды деятельности, их определяет человекоцентричность. То есть это индустрии, которые создаются людьми. К ним относятся и прикладные направления: архитектура, урбанистика, маркетинг, коммуникации, и конечно, сильна связка с IT и digital. При этом мы говорим и в целом про искусство, галерейный бизнес, создание контента в самых разных его аспектах: кино, анимация, новые медиа, музыка, разработка игр. Все это очень разные направления, поэтому терминов и определений для креативных индустрий достаточно много.
Но в нашем случае мы говорим о тех видах деятельности, которые создают проекты или продукты, имеющие сильную креативную, творческую, инновационную составляющую. Вот это, пожалуй, основное определение.
Мы находимся в интересной точке. Стоит цель: к 2030 году обеспечить рост доли креативных индустрий до 6% ВВП. По данным Росстата, за 2023 год она составила 3,5% ВВП. Сейчас надо понять, что обеспечит рост. Центр развития креативной экономики АСИ во взаимодействии со всеми отраслями, со всеми министерствами, с Росстатом, Universal University, Высшей школой экономики ищет ответы на этот вопрос.
Точка роста — экспорт
— Центр креативной экономики АСИ планировал проработать рекомендации об актуализации концепции развития креативных индустрий, утвержденной в 2021 году. Какие предложения в итоге внесли?
— Действительно, в 2022 году стало очевидно, что концепцию нужно пересматривать, в том числе в связи с санкциями, отъездом части специалистов, возникли проблемы с дистрибуцией контента, в то же время появился тренд на импортозамещение.
Мы дали свои рекомендации. В числе прочего включили туда актуализированный план действий, необходимых для достижения предусмотренных концепцией показателей. В частности, подняли проблему экспорта. Считаем, что до сих пор креативные индустрии не используются как важная часть маркетинговой упаковки российской экономики на экспорт. Сейчас тот самый момент, когда это нужно сделать.
Например, мы выходим в страны Азии. Но знаем ли, каким образом Азия воспринимает Россию? Что она покупает из российских продуктов креативных индустрий? Как должен быть упакован продукт, какая у него должна быть реклама? С какой музыкой мы должны выходить? Это важный аспект.
Поэтому необходимы маркетинговые исследования рынков, нужно подключать креативные индустрии к упаковке продуктов для экспорта. И конечно, надо использовать креативные индустрии для продвижения российских ценностей, поскольку это напрямую влияет на инвестиционную привлекательность страны.
Фокус — на упаковку
— Могут ли креативные индустрии в будущем стать новой нефтью для России?
— Я считаю, могут. 20 лет назад по поводу IT было много скепсиса. IT-специалистов воспринимали как системных администраторов, которые просто подключают провода.
Главное — перестать относиться к креативным индустриям как к голодным художникам, которых надо поддерживать грантами. Наша задача — сделать так, чтобы мы начали ими гордиться.
Мы видим, что у нас хорошие, качественные продукты, но мы пока не умеем их упаковывать и продавать на внешнем рынке.
— Как креативные индустрии развиваются на юге и Северном Кавказе? Насколько эти регионы заметны на федеральном уровне и какие именно направления выделяются?
— Практически все регионы юга России в этом году внедряют региональный стандарт по креативной экономике. Это большая программа, которая предполагает создание опорных организаций на территории регионов, где системно будут заниматься креативными индустриями.
Результатом работы станет в том числе анализ ситуации и создание реестра компаний, которые занимаются креативными индустриями.
Надо отметить, что в ходе исследований обнаруживаются не совсем очевидные вещи. Мы можем предполагать, что на территории юга России будут в первую очередь развиваться дизайн и IT. В то же время если говорить про федеральный уровень, то важной частью коммуникации региона с другими субъектами, безусловно, является урбанистика.
Также на юге России процветают промыслы, и мы обсуждаем интеграцию результатов этого труда в том числе в коммуникации с дизайнерами. При этом есть недоработки по крафтовым товарам, которые могли бы получить более широкое распространение. Например, дагестанские ковры должны быть в модных ресторанах по всей России: и в Петербурге, и в Москве, и на Дальнем Востоке. Но этой дистрибуцией нужно заниматься.
Стратегии лидеров
— На какие креативные индустрии, по вашему мнению, стоит сделать упор южным регионам?
— С позиции государства важно не придумывать за креативные индустрии их точки роста. Региональным властям нужно уходить от личных предпочтений и формулировать стратегии на основе мнений тех компаний, на которые реально можно опереться, на лидеров, вместе с которыми можно разрабатывать стратегию. У юга России огромный шанс заработать на креативных индустриях, этим нужно уметь воспользоваться.
Есть огромные перспективы в области гастрономии: очень большие перспективы с точки зрения создания контента. На юге очень красиво и длинный съемочный день, а как известно, там, где съемочный день длинный, обычно создают киностудии. Также есть перспективы в урбанистике, потому что развитие этого направления напрямую повлияет на туристские потоки и на жизнь в городах.
Нет однозначного ответа, но если системно формулировать на уровне регионов, что креативные индустрии нужны, что их будут поддерживать, что им здесь рады, то такое взаимодействие может дать сильный экономический эффект. Наша задача — сделать так, чтобы это произошло.
— Практически для всех сфер экономики в настоящее время актуальна проблема дефицита кадров. Могут ли креативные кластеры помочь в решении такой проблемы?
— Ежегодно ВЭБ.РФ замеряет индекс креативного потенциала в городах — это одно из немногих системных исследований в России, где мы можем наблюдать, как развиваются города за счет креативного класса. Есть исследование, откуда и куда переезжает молодежь России: она переезжает туда, где занимаются креативными индустриями. Если регион хочет оставить у себя молодежь и опереться на нее через какое-то время, надо заниматься креативными индустриями.
Автор: Оксана Стрелкова