В этом году мероприятие собрало более 550 человек. На конференции выступили 24 спикера — ведущих эксперта из сфер медицинской науки, здравоохранения и медиа. Генеральным партнером конференции, по традиции, стала медицинская компания ИНВИТРО.
Тема конференции этого года звучала как «Медицина будущего против всадников апокалисписа». Спикеры искали ответы на актуальные вопросы: создаст ли биопротезирование популяцию киборгов и как это изменит общество, одержит ли победу искусственный интеллект над естественным, смогут ли лекарственные разработки справиться с супербактериями и приведут ли генетические разработки к новой евгенике.
Первым блоком Futuremed 2024 стал «Голод знаний. Тренды медицины и недостаток взгляда в будущее», в рамках которого Кирилл Коротков, директор по маркетингу союза «Кибатлетика» рассказал о современных помогающих технологиях и возможности их развития в будущем: «Ассистимные технологии рано или поздно всех уравняют. Люди не будут делиться на здоровых и инвалидов — будут просто новые люди, которые смогут управлять своим здоровьем и знать, какие технологии использовать в той или иной ситуации. При этом Assistive Tech — это не МедТех. МедТех стремится побороть смерть. Assistive Tech так не сможет. Его задача в другом. Assistive Tech — это большой рыжий кот, который лежит на коленках у смерти, и она просто не может встать». Если говорить о возможных негативных сценариях, то Кирилл Коротков отмечает, что вероятность восстания машин менее 1%, риск техногенной катастрофы из-за власти роботов — 1-5%, а угроза хакерских атак — 5-10%. Более вероятен риск технологического застоя — до 20%.
Далее в ходе бурной дискуссии «Рынок медицины будущего» генеральный директор ИНВИТРО Юрий Леонов сообщил, что уже в ближайшие 2-3 года можно будет говорить о персонализированном подходе для пациентов: «В 2025 году мы получим более 25 миллионов обращений пациентов и выполним более 150 миллионов тестов, что является большим массивом данных. Это миллионы точек соприкосновения. Если правильно интерпретировать отклонения в результатах тестов, то каждой целевой группе пациентов можно будет давать персонализированные рекомендации».
По мнению основателя МИБС Аркадия Столпнера будущего не видно: «Мы все очень любим ускорять будущее. Нам все время кажется, что это очень быстро произойдет. Через 3 года будут успехи, но мы не увидим значимого прорыва. При этом сейчас мы не видим будущее на 10 лет вперед, как делали это раньше».
Председатель ученого совета «Сириуса» Роман Иванов рассказал о том, что сейчас огромные усилия направлены на разработку платформы персонализированной иммунотерапии онкологических заболеваний с использованием терапевтических МРНК-вакцин: «Благодаря прогрессу, который был достигнут из-за разработки МРНК-вакцин против ковида, мы получили инструменты, которые позволяют значительно увеличивать эффективность иммунотерапии онкологических больных. Вместе с российскими онкологическими центрами и институтом Гамалеи мы создаем платформу, которая позволит индивидуально для каждого онкологического больного, имеющего метастатический рак, создавать персонализированную вакцину, которая будет стимулировать его иммунную систему, заставляя бороться с раковыми клетками. Запуск производства препарата и первое использование на людях планируется в конце 2025 начале 2026 года».
Виноградов Иван, «СберЗдоровье» пояснил, что главным драйвером роста медтеха стала телемедицина: «Рынок медтехкомпаний за 2023-й год по отношению к 2022 году вырос на 30%. В 2024 году уже некоторые компании отчитались и делятся информацией. За второй, за третий квартал они растут на 40-60% за счет роста аудитории. Главный драйвер роста — телемедицина. В 2023 году она выросла на 50% относительно 2022 года. Телемедицину используют как первую точку входа в лечение».
Во втором блоке «Медицина против смерти» спикеры выступили с докладами на актуальные темы и продемонстрировали три взгляда в будущее. Андрей Поздняков, к.м.н., врач-инфекционист, главный врач ИНВИТРО-Сибирь рассказал о проблеме появления супербактерий и антибиотикорезистентности: «Первый микроб, которого назвали супербактерией, это был возбудитель гонореи. Этот микроорганизм перестал быть чувствительным практически ко всем антимикробным препаратам. Пневмококк также перестал быть чувствительным к антибиотикам, и мы получили более 15 миллионов тяжелых случаев заболевания в год. Далее случилась пандемия ковида, и антибиотики пропали с полок в аптеках, так как их массово скупали и применяли бесконтрольно. В итоге, многие эффективные ранее антибиотики перестали работать.
Исходя из данных, которые есть на сегодня, в 2050 году в мире будет почти 2 миллиона смертей непосредственно от супербактерий в год. И более 8 миллионов смертей, ассоциированных с этими бактериями. Чтобы побороть проблему, можно разрабатывать новые антибиотики, хотя за последние 10 лет ни одного не разработали. Также можно использовать вещества, которые не являются антибиотиками, но при введении в организм, ломают систему резистентности этих супербактерий. Также есть бактериофаги — вирусы, которые ломают бактерии. И существует содружественная микробиота, которая может ломать супербактерии, но применять ее еще не научились. Поэтому сейчас нужны жесткие регламенты применения антимикробных препаратов».
Александр Ракитько, директор по науке компании Генотек выступил с докладом о будущем генетических исследований:
«Большинство заболеваний, с которыми люди сталкиваются — мультифакторные. Например, это онкологические и сердечно-сосудистые заболевания. Здесь важно учитывать не один конкретный вариант, а сразу большое количество генетических вариантов. Тогда на помощь приходят методы машинного обучения, искусственный интеллект, чтобы оценивать эти риски. Исследуя генетическую информацию человека, можно давать персонализированные рекомендации пациентам, чтобы не проводить одинаковых широких скрининговых исследований и не профилактировать все одновременно».
Руководитель департамента нейротехнологий компании «Моторика» Юрий Матвиенко рассказал о работе киберпротезов: «Протез руки должен возвращать все утраченные функции — возможность перемещать предметы, чувствовать и коммуницировать, а также удалять болевой синдром. Мы используем кибернетику (преобразование информации между различными системами) для управления протезом и обратной связи с протезом. Чтобы управление протезом было максимально естественным, разрабатываются автономные системы с машинным обучением и искусственным интеллектом. Сейчас перед нами стоит инженерная задача — соединить нейростимуляцию и протезы. В разработках используются электроды, имплантируемые в спинной мозг или периферическую нервную систему для купирования фантомной боли. За счет стимуляции и настройки пользователь с закрытыми глазами может определить размер предмета, твердый он или мягкий».
Третий блок конференции «Война за пациентов» прошел в формате дискуссии на такую важную тему, как использование искусственного интеллекта в медицине и ответственность.
Руководитель направления медицинских информационных продуктов ПАО «Сбербанк», руководитель проекта GigaChat Евгений Паперный выразил мнение, что искусственный интеллект может помочь избежать неточностей в постановке диагноза: «ИИ может проверить назначения на соответствие клиническим рекомендациям. Глобально же ИИ может составить конкуренцию врачам. Население стареет, потребность в медицинских услугах увеличивается, а доступность медпомощи, напротив, будет снижаться. С помощью искусственного интеллекта можно увеличить пропускную способность поликлиник. Но есть несколько проблем, в том числе вопрос о том, кто будет нести ответственность в случае, если ИИ ошибется, и у пациента будет ухудшение».
Директор по развитию медицинской деятельности ИНВИТРО Илья Тупицын заметил, что искусственный интеллект не заменит врача: «Искусственный интеллект вокруг врача и для врача. Пусть он возьмет на себя рутинную работу — например, обработку информации. Решения должен принимать врач, так как риски слишком велики. ИИ же не будет нести ответственность за постановку диагноза и лечение. Она на враче».
Ирина Гриценко, адвокат в области медицинского права и урегулирования споров по качеству оказания медицинских услуг также считает, что ответственность при использовании ИИ несет врач: «Юристы не готовы к случаям, связанным с применением ИИ в медицине, так как он не обозначен в законодательстве, и не входит в стандарты оказания медицинских услуг, так как не упоминается в клинических рекомендациях. Гражданскую ответственность, как правило, несет медицинское учреждение, а уголовную — лично врач. Теоретически можно отнести оборудование с искусственным интеллектом к медицинским изделиям, но такое оборудование должно быть выделено в отдельную группу в законодательстве. Также нужно определить критерии допустимости применения ИИ в системе здравоохранения. Если соответствует — допускаем, то есть проводить сертификацию, как, например, это делается с лекарствами».
Четвертый блок конференции «Инфочума» начался с доклада ИТ-директора ИНВИТРО Владимир Федина о разработке лабораторной информационной системы (ЛИС): «Это программное обеспечение, которое удобно во-первых, с точки зрения интегрируемости элементов системы между собой из коробки. А во-вторых, решение полностью браузерное и не требует каких-то инсталляций на рабочие места.
Еще один важный аспект — это безопасность. Сейчас недоступность информационных данных равна недоступности бизнеса. Наша служба информационной безопасности в среднем обрабатывает более 1000 попыток вмешательства в систему. Системы должны обладать гибкими моделями доступа, которые позволяют настраивать как ролевые политики, так и персональные. Бэкапирование нужно строить как на уровне системы, так и за ее пределом этой, а система должна быть интегрируема с внешними средствами защиты. При этом база данных с чувствительной информацией должна быть максимально изолированной. И стоит помнить о личных устройствах сотрудников и проектировать системы так, чтобы каналы утечек через личные девайсы тоже были перекрыты».
Виктория Читлова, к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт, руководитель «Центра психотерапии доктора Читловой» в ходе дискуссии о том, как медиа влияют на здоровье поделилась советом, как противостоять думскроллингу: «Мы видим огромный рост тревожно-депрессивных состояний сейчас. И не только в нашей стране. Чрезмерное, неконтролируемое потребление разной информации возникает на фоне тревожных и депрессивных состояний. На мой взгляд, человечество сейчас стоит перед лицом, серьезного кризиса и необходимости когнитивной революции, которая позволила бы нам справиться и с инфопотоком, и адаптироваться к искусственному интеллекту, иначе мы рискуем утратить самоидентичность, получить массу этических проблем, углубиться в тревожных, депрессивных и всех прочих соматических состояниях, потому что психика четко связана с работой организма, вы все это прекрасно знаете, и наоборот. Нужно анализировать информацию, включать критическое мышление, делить информацию на релевантную и нерелевантную».
Пятый блок конференции «Дети в новой реальности» был посвящен вопросам цифровой гигиены для детей. Ведущие эксперты обсудили, как правильно подавать информацию детям онлайн, почему так важно иметь полноценное детство вне гаджетов, и как искать альтернативу запретам. В завершение конференции выступление детского хора ознаменовало рассвет и веру в будущее.