Медиа Группа РБК Юг и Северный Кавказ, в которую входит «Деловая газета.Юг», представляют проект «Бизнес по-нашему» о предпринимателях Юга России, рассказывающих свои истории создания бизнеса. Это некоммерческий проект, который призван поддержать отечественные бренды в рамках озвученной президентской политики. Он состоит из серии постоянных редакционных обзоров — жизнеутверждающих и вдохновляющих историй о том, как местные предприниматели адаптировались на рынке после введения санкций и ухода иностранных компаний. Несмотря на трудности, они успешно развивают бизнес и производство в родных регионах и гордятся этим.
Ранее президент РФ Владимир Путин на форуме Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени» отметил, что России необходима целенаправленная политика всемерного поддержания и продвижения отечественных брендов на всех уровнях — в СМИ, социальных сетях и новых медиа. Глава государства подчеркнул, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.
Новым героем проекта стал основатель ООО «Рецепты Таврической Губернии» Анатолий Тарасенко из Симферополя. Его компания производит травяные сборы, чаи и необычное варенье из местных ягод и фруктов.
Анатолий Тарасенко рассказал, как господдержка помогла преодолеть трудности в становлении компании, где в Крыму можно найти самые сладкие персики и как двухсотлетние рецепты получили новую жизнь в банках крымского варенья.
— Как и когда вы пришли в бизнес? Для вас это первое собственное дело?
— На самом деле, «Рецепты Таврической Губернии» — не первый мой бизнес. Около 12 лет назад я создал турагентство с нуля, начал сопровождать школьные группы. У нас в городах Крыма были небольшие экскурсионные точки. Примерно шесть лет я не понимал, как это все работает и почему я еще не миллионер. Но в итоге ко мне пришло понимание, что когда ты что-то создаешь, то нужно закладывать туда ценности.
И вот сегодня помимо турагентства, у нас есть новый бизнес. Наверное, это наша душа, отдушина.
— Какие ценности вы сейчас закладываете в продукт? Что именно вы производите? Почему решили заняться именно таким бизнесом?
— В новой компании мы производим травяные сборы, чай, варенье по старинным рецептам, а также сушеные фрукты. Идея создать что-то интересное, аутентичное, крымское, пришла нам с супругой, с которой мы уже 10 лет вместе. Мы знаем то, что в 1802 году была создана Таврическая Губерния, которая включала в себя как Крым, так и часть новых территорий России. Нам очень захотелось сделать что-то интересное, что-то исторически правильное. И название вышло из того, что хотелось сделать продукт, который подчеркивал бы, например, мелитопольскую черешню, крымское киви, крымскую розу, крымскую лаванду.
— Старинные рецепты — это интересно. Много ли у вас уже различных вкусов чая, варенья?
— На самом деле, у нас уже около 450 наименований сертифицировано, но производим около 100. Можно много и долго о них рассказывать, но основное — это варенье из чайной крымской розы. Сезон розы длится около 10 дней, и когда она цветет, ее необходимо вручную собирать с 5 до 10 утра, иначе ее нельзя будет использовать.
Также из уникального варенья — конфитюр из персика. Между Сакским и Бахчисарайским районом Крыма произрастает персиковый сад, именно там мы закупаем прямо с деревьев персик. Он небольшой, очень сладкий, и в принципе это стопроцентно крымский продукт.
Также у нас есть айва с бузиной, груша, киви с грецким орехом, инжир, конфитюр из ялтинского лука.
— Как вы собирали рецепты?
— По крупицам. У наших друзей, знакомых, дедушек, бабушек. Если есть что-то на слуху, то тоже собираем рецепты, потом немного дорабатываем или оставляем в первоначальном виде.
— Не трудно ли было заходить на рынок?
— Мы сначала провели мониторинг, посмотрели, чего не хватает. Однажды я даже пошел на обычный рынок, посмотрел ряды, палатки, просто пообщался с людьми, которые реализуют продукцию под названием «травяные сборы». Для них приоритетом являлась цена, а мы решили идти по пути качества. Я не скажу, что продукция у нас сильно дороже, но она премиального уровня.
Допустим, когда мы создавали основу для сборов, то заказали порядка 40 видов чая из дружественных стран — Ирана, Индии, Китая, и с командой провели дегустацию. В результате взяли всего лишь два вида как основу, куда мы добавляем наши крымские травы.
В дальнейшем мы сделали анализ рынка на маркетплейсах, пообщались с людьми, узнали все у них.
В целом мы решили зайти на рынок с добрым посылом. Изначально это были благотворительные акции, мы отправляли ребятам в зону СВО очень много продукции, отправляли деткам-сиротам на новых территориях. В Крыму также очень многим ребятам подарили в качестве подарков на конкурсах от шахмат до тенниса, школьникам давали пробовать нашу продукцию.
Это то, с чего мы начали, и действительно была положительная обратная связь.
— В какую самую дальнюю точку уезжало крымское варенье?
— Ямало-Ненецкий автономный округ. Мы встречали в Крыму около тысячи детей нашей туристической компанией и сделали им много подарков. Когда они приехали домой, то сняли видео: снег, — 40 градусов, а они дегустируют варенье из чайной розы. Было приятно получить такую хорошую обратную связь.
— Что самое любимое в вашей работе?
— Самое любимое, конечно, это получать хорошие отзывы. Но понимание того, что ты занимаешься правильным делом, это тоже очень здорово. Сейчас Россия очень сильно в хорошем плане поменялась. Хочется верить в то, что мы активно выйдем на наш рынок. Очень хотим, чтобы люди оценили наши старания, а с нашей стороны будем гарантировать честную работу и трудолюбие.
— Сталкивались ли вы с трудностями при развитии своего дела?
— Конечно, трудности были, потому что раньше я не знал про меры поддержки, которых сейчас крайне много для малого и среднего бизнеса. Раньше мы искали свой путь и много чего не понимали, нигде не было информации. С 2016 года я познакомился с рядом государственных, подведомственных организаций, таких как «Мой бизнес», Центр поддержки экспорта, лизинговая государственная компания и Министерство сельского хозяйства. Они очень большие гранты выделяют, и мы планируем участвовать, чтобы и дальше развивать свою деятельность.
Сейчас региональные власти, помимо проведения бизнес-форумов, мероприятий для обучения бизнеса, еще помогают финансово, опять же, грантами. Но это не манна небесная, это в первую очередь ответственность. Также у нас есть Центр кластерного развития минэкономразвития, они оплатили 90% сертификации на нашу продукцию.
Если говорить с точки зрения туризма, то из-за пандемии и ограниченного авиасообщения наша туротрасль откровенно пострадала. Тем не менее про нас не забыли. Выделили поддержку в виде льготных кредитов, выплатили МРОТ на каждого сотрудника. Нас поддержали, мы сохранили свои предприятия.
Но трудности у предпринимателя есть всегда. Я бы даже сказал, что это не трудности, а в большей степени задачи, и с ними нужно справляться. Какой бы бизнес мы ни открывали, большинство людей, порой, к этому относится скептически.
Когда мы задумали производить чай, травяные сборы, несколько моих знакомых указали, что подобные компании закрываются. Но здесь необходимо понимать, что прежде чем браться за что-то, нужно с полной ответственностью подойти к делу. Окунуться в него с головой.
Мне повезло с коммуникациями, потому что нас очень поддержали. Много друзей и знакомых по сарафанному радио на подарки перед Новым годом приобрели огромное количество нашей продукции, и мы поняли, что в нашем деле есть смысл.
— Из трудностей — не затронули ли вас санкции?
— Санкции на нас отразились исключительно в положительном ключе. Я думаю, что когда наш продукт выйдет на большие объемы оборота, зарубежные батончики уйдут в прошлое. Потому что мы за натуральность. За то, чтобы уважать себя, уважать свое дело, уважать людей, уважать продукт. Поэтому санкции только нам играют в плюс.
Более того, мы были от Центра поддержки экспорта на выставке в Абу-Даби, там презентовали свою продукцию. О чем это говорит? О том, что все санкции в голове. Крым давным-давно уже все, как мне кажется, признали. Я был во многих бизнес-миссиях по СНГ, по странам Востока, в ОАЭ, в Узбекистане, и к нам не было предвзятого отношения. Нас воспринимают прекрасно.
Отмечу, что часть моих друзей и знакомых, которые в Крыму занимаются производством, осуществляют поставки не только в дружественную Беларусь, но и далеко за ее пределы.
Если говорить о производственной части, конечно, французские и итальянские станки напрямую заказать сложно. Тем не менее приезжая на тот или иной крымский объект, я вижу, как великолепнейшим образом работают либо отечественные станки, либо азиатские, либо новые зарубежные, которые завезли через параллельный импорт. Поэтому кто ищет — тот всегда найдет, и какой-то сверхпроблемы в этом, я считаю, нет.
— Какие у вас планы по дальнейшему развитию бизнеса?
— На самом деле у меня есть мечта — открыть дегустационный зал, чтобы люди дегустировали варенье, чай, травяные сборы. Также мы бы очень хотели сделать в русском стиле блинные и распространить их в виде франшизы по нашей стране. Помимо этого, планируем делать больше поставок своей продукции по России.
Хочется просто заниматься любимым делом. Хочется, чтобы твои дети тебя уважали и продолжили твое начинание. А мы будем развивать свои предприятия именно в Крыму и в России. Мы верим, что все будет хорошо.
— Получается, бизнес по-нашему — это.?
— Бизнес по-нашему — это бизнес с душой, с человеческим лицом и с ответственностью!