Медиа Группа РБК Юг и Северный Кавказ, в которую входит «Деловая газета.Юг», представляют проект «Бизнес по-нашему» о предпринимателях Юга России, рассказывающих свои истории создания бизнеса. Это некоммерческий проект, который призван поддержать отечественные бренды в рамках озвученной президентской политики. Он состоит из серии постоянных редакционных обзоров — жизнеутверждающих и вдохновляющих историй о том, как местные предприниматели адаптировались на рынке после введения санкций и ухода иностранных компаний. Несмотря на трудности, они успешно развивают бизнес и производство в родных регионах и гордятся этим.
Ранее президент РФ Владимир Путин на форуме Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени» отметил, что России необходима целенаправленная политика всемерного поддержания и продвижения отечественных брендов на всех уровнях — в СМИ, социальных сетях и новых медиа. Глава государства подчеркнул, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.
Новым героем проекта стал селекционер из города Камызяка Астраханской области Артем Соколов. Вместе со своим отцом он занимается селекцией и производством семян бахчевых культур. Он рассказал, как государство помогло в развитии бизнеса, возникли ли трудности после введения санкций, ради чего работают отечественные селекционеры и как им удалось вывести разноцветные арбузы.
— С чего начался ваш путь в бизнесе? Какая история у вашего предприятия?
— Предприятие мы создали в 2012 году с отцом. Собрались и на энтузиазме создали микропредприятие, которое теперь занимается селекцией, семеноводством тыквенных и бахчевых культур в стране. Тогда и начали активно вести бизнес.
Получается, уже чуть больше 10 лет работаем. Отмечу, что я селекционер уже в третьем поколении: у меня бабушка и дедушка по линии отца занимались селекцией.
— Были ли у вас какие-то необычные селекционные разработки?
— Наши селекционные разработки известны не только у нас в стране, но и по всему миру. Мой отец, Соколов Сергей Дмитриевич, вывел первый в мире съедобный желтый арбуз, который включили в десятку самых необычных селекционных достижений мира по версии журнала Forbes. Он единственный из россиян, кто был в этой категории. Но у нас есть и первый в России арбуз с оранжевой мякотью, первый в мире съедобный белый арбуз. Он еще и гипоаллергенный.
— В каких регионах используют ваши семена? Вы упоминали, что в целом занимаете большую долю от их производства в России.
— Если говорить о реализации, то это в основном южные регионы: и Ставропольский край, и Краснодарский край, и Ростовская область — это основные направления. Что радует, с присоединением Крыма мы стали работать и на Крымский участок. Нельзя забывать и про новые территории. Это Луганская, Донецкая Республики, Херсонская область. В Луганскую и Донецкую Республику уже 2 года мы отправляем семена, и люди довольны. Не забываем и про такие экзотические регионы, как Алтайский край, где сейчас в огромных количествах выращивают бахчевые культуры.
— Что нужно для того, чтобы заниматься селекционно-семеноводческим бизнесом? Какое оборудование необходимо? Не возникло ли с ним сложностей после ухода западных компаний?
— Если начинать с посева семян, то семенной фонд у нас весь собственный. Семена для посева элитные. Образования хватает, чтобы это все создавать. Если говорить про оборудование для агротехники и механизации, то здесь ничего сложного не нужно: плуг, культиватор и семявыделительные машины. Вся техника доступна. А что касается оборудования для переработки семян, то мы благодарны отечественным фирмам.
— Отечественное оборудование — это здорово. Получается, уход западных компаний на вас никак не повлиял?
— Повлиял, и сейчас объясню как. С 2014 года стало очень перспективно импортозамещение, с недавних пор оно развивается еще более активно. Государство за это взялось более серьезно, это не может не радовать.
— Какие у вас планы по развитию бизнеса?
— В перспективе — освоить новый участок. Это требует колоссальных усилий и затрат. Освоим участок и продолжим развивать агротуризм. А если говорить про селекцию, то планируем создать новый сорт арбуза. Мы уже работаем в этом направлении. В этом году сорт арбуза «Спартак», думаю, успешно пройдет госэкспертизу. Отец всю жизнь болеет за московский «Спартак», для него это важно. Это его направление.
Еще в планах — создать скороспелый сорт, который будет бороться на равных с иностранными, чтобы вытеснить их с рынка. С позднеспелым арбузом нам равных нет, но со скороспелым нужно еще поработать. Будем разрабатывать новые сорта дыни, увеличивать реализацию семян. Все потихоньку.
— Бизнес по-нашему это как?
— Бизнес по-нашему — это вперед с высоко поднятой головой, не обращая внимания на невзгоды.