Электричество на вершины еще не подведено, но на высоте более 2200 м уже несколько месяцев работает тяжелая техника. Скоро вертолетами начнут доставлять опоры электропередач и канаток, а через год с небольшим в новую зону катания ВТРК «Ведучи» — ее называют северным склоном — через ущелье будут перемещать туристов подвесными вагонами-гондолами по 30 человек в каждом.
От вершины к вершине
«Горнолыжка очень нужна, потому что у нас долгое время в республике было такое явление, как сезонность. Благодаря инфраструктурным решениям не только удлинился сезон, но и среднее количество дней пребывания увеличилось: пять лет назад было 1,5 дня, сейчас 2,8 суток», — рассказывает министр Чеченской Республики по туризму Муслим Байтазиев.
В середине осени в пока еще единственном отеле Edelweiss Veduchi гостей немного, хотя это время года считается самым красивым в горах. С высоты кресельной канатной дороги открывается вид на трассу для всесезонного катания, пожелтевшие от осенних листьев ближние склоны и уже заснеженные горные вершины вдали. Прокладывать гондольную канатку через ущелье целесообразно именно из-за относительно большего количества снега на противоположном, северном склоне.
Само село Ведучи, как и все горные чеченские поселения, расположено в ущелье. Там течет река Хачарой-Ахк — сверху видны домики и мечеть, и с туристами повседневная жизнь и доходы горцев пока никак не связаны. Но в развивающей курорт компании Кавказ.РФ уверены, что это вопрос времени, напоминая, что то же самое было в Карачаево-Черкесии вокруг «Архыза» десять лет назад. Когда вся система канаток, зоны катания и сопутствующих развлечений чеченского курорта заработает в полную силу, на обслуживании туристической инфраструктуры будет трудоустроено до 700 человек и это, не считая возможностей для малого бизнеса. В Ведучах кто-то уже закупил пригодных для горных прогулок карачаевских лошадей.
В полукилометре от станции канатки виден новый отель: он уже покрыт фасадным стеклом, хотя леса еще не убрали. «Ведучи» развивались по нестандартной для горнолыжного курорта схеме. В 2018 году здесь запустили единственную, фактически учебную, круглогодичную трассу с искусственным покрытием, открыли построенный на средства первого резидента отель, хостел и домики (всего 272 места) и сейчас достраивают основные места размещения. А уже на втором этапе, к концу 2024 года, на северном склоне закончат обустраивать собственно «большую» зону катания с 14,3 км трасс всех уровней, куда туристов будет переносить гондольная канатка. Отели там не предусмотрены, только подъемники и видовой ресторан. «На одной стороне вы проживаете, берете в аренду экипировку и целый день катаетесь на противоположной стороне. Здесь сама канатная дорога через ущелье становится аттракцией, по крайней мере, мы на это рассчитываем», — поясняет Муслим Байтазиев.
Масштаб замысла пока можно увидеть только на объемном макете в информационном центре курорта. Трехопорная подвесная дорога с двадцатью гондолами будет единственной такого типа в России на момент сдачи. Ущелье очень глубокое, и свободно провисающий без опор отрезок троса растянется на 3,2 километра — это особый случай даже в мировом масштабе.
«Я не строитель, чтобы объяснить, как именно это будет работать, но будет безопасно. Это уникальное инженерное сооружение, и мы уверены, люди будут приезжать сюда просто, чтобы прокатиться с одной вершины на другую», — продолжает Рустам Тапаев, заместитель генерального директора Ккавказ.РФ.
По волчьим тропам
В разгар «золотой» осени на «Ведучах» было многолюднее, чем в самый снежный день зимы в предыдущие годы. Здесь впервые прошли массовые соревнования по трейлраннингу Chechnya Wild Trail, организованные совместно с Кавказ.РФ республикой и известной московской командой. Участников забега по пересеченной местности сами организаторы назвали «первооткрывателями спортивного туризма в регионе». «Мы впервые провели мероприятие такого масштаба: дети спортсменов, друзья, «сочувствующие» — в общей сложности, наверное, больше тысячи человек. На наш взгляд все получилось», — говорит Муслим Байтазиев.
Министр сам не бежал, но болел за Рустама Тапаева, который преодолел 10-километровую дистанцию. На стартовые позиции на трех точках — в Ведучах, в Шарое и на озере Кезеной-Ам — вышли более 700 любителей горного трейла со всей России, и все финишировали на ВТРК «Ведучи». Добежавшая последней участница супермарафонской дистанции в 95 км преодолевала горный маршрут более суток, и в Ведучах все это время продолжался фестиваль спорта, обеспечивая заполняемость отелю и ресторану.
Событийный туризм — не только спортивный — постепенно должен изменить формат курорта, считают в Минтуризма ЧР. Сейчас мероприятия проводятся «точечно», гости заполняют «Ведучи» волнами, но со временем инфраструктура отдыха станет разнообразнее, событий больше, а график загрузки стабильнее. Кавказ.РФ сейчас развивает курорт как семейный и к запуску второй очереди готовит ребрендинг.
На склонах гор вокруг «Ведучей» идет обустройство экотроп для трекинга разной степени сложности. Земляные работы закончены, и в инфоцентре устроен склад навигационных табличек с названиями местных топонимов. Пиктограммами помечены маршруты для всадников, велосипедистов и джиперов. Общая протяженность шести проложенных маршрутов — более 40 км. В траве в видовых точках на «Волчьей тропе» разложено готовое к монтажу оборудование зон для пикника и фоторамки, а у обрыва сопровождающий поясняет: «Здесь хотим сделать смотровую, желательно с прозрачным полом».
Самые дальние точки троп и горнолыжных трасс еще предстоит пройти с егерями, чтобы огородить от свободно пасущихся овец и хищников, которых они могут привлекать. Говорят, что на небольшом участке земли здесь можно найти до 200 видов целебных трав. Уже сейчас ответственные за развитие курорта специалисты занимаются и историко-культурным содержанием маршрутов: расспрашивают жителей окрестных сел, какие легенды связаны с окрестностями и что здесь происходило реально, в том числе, в совсем недавнем прошлом — такие истории тоже интересуют туристов.
Локальные продукты как аттракция
«Я всегда говорю, что в туристических местах люди хотят почувствовать именно кавказское гостеприимство — обильный стол, насыщенные вкусами блюда. Без салатов и первого не обойтись, я сама люблю фьюжн и готовлю блюда молекулярной кухни, но наши блюда должны быть главной «фишкой». Я постоянно езжу по миру, и знаю, что тянет вернуться туда, где хорошо кормили и принимали. Это «кулинарная дипломатия».
Хадижат Мовлатова — учредитель Ассоциации ресторанов и гостиниц Северного Кавказа, президент гильдии шеф-поваров СКФО, объединяющей более 500 профессионалов. Она работала бренд-шефом ресторанов на главных туристических объектах республики и почти три десятка раз побеждала в международных гастрономических чемпионатах. В свободное время ездила по горным деревням и собрала книгу «140 забытых рецептов». Ресторан на бульваре Махмуда Эсамбаева в Грозном, где она сейчас работает, в понедельник переполнен. Это гриль-хаус, но в его меню есть главные вайнахские блюда: жижиг-галнаш огромными порциями и стопки пирогов хингалш с начинкой из сладкой тыквы.
Несмотря на отсутствие винных карт и баров, ресторанный бизнес в Грозном на подъеме. В городе с населением более 330 тыс. человек, по оценке Хадижат, сейчас работают порядка 200 ресторанов, и около 60% из них предлагают национальную кухню. Но и в остальных, если речь не идет о финиках и дарах моря, все продукты локальные — а это сейчас главный гастрономический тренд.
О переменах говорит и тот факт, что за последние пять лет общественное мнение в Чечне стало лояльнее относиться к занятости мужчин в сфере гастрономии. «Раньше это считалось недостойным, сейчас взгляды изменились. У меня работают в основном мужчины — и су-шеф, и на заготовках», — говорит Хадижат. Сейчас она готовится открыть первую в Чечне кулинарную школу: уже идет ремонт помещения, и в декабре «Кулинарная академия Хадижат Мовлатовой» примет первых студентов.
Сегодня главный шеф Чечни активно перемещается по миру уже как международный кулинарный судья: недавно вернулась из Ирака, а до этого была Ливане. Хадижат говорит, что интерес к рекреационным возможностям Чечни есть и в арабском мире, а готовить для приезжающих в регион бизнесменов и официальных лиц ей приходится довольно часто.
О перспективах принимать иностранцев говорит и министр туризма республики, имея в виду схожесть менталитета и удобный перелет из арабских стран. «Я думаю, что зимний отдых в Чечне будет интересен на Ближнем Востоке. Арабы тоже катаются на лыжах, есть очень увлекающиеся этим люди. Они в принципе готовы просто приехать посмотреть на снег, потому что для них это экзотика», — говорит Муслим Байтазиев, вспоминая оформление павильона Швейцарии на предыдущей выставке World EXPO в Дубае, где для посетителей имитировали дождь.
Подвести «электророзетку»
ВТРК «Ведучи» власти называют «важным и нужным» в том числе потому, что инфраструктура всесезонного отдыха расположена достаточно близко от аэропорта — около 95 км, — и это конкурентное преимущество республики. Дорога до курорта идет по Аргунскому ущелью, которое считается самым живописным в Чечне: через старые Атаги, родину Махмуда Эсамбаева, через славящийся особым хлебом Шатой и самую узкую часть ущелья — Волчьи ворота.
По дороге туристы осматривают стоящие практически в водах Аргуна восстановленные Ушкалойские башни, посещают Нихалойские водопады и слушают рассказы гида о пребывании на чеченской земле А.С. Грибоедова, деятельности братьев Нобелей и сложно устроенной системе вайнахских тейпов и тукхумов. От самого «Ведучи» летом также возят гостей в Итум-Кали на рафтинг.
Финальный участок дороги от райцентра до Ведучей заасфальтируют к следующему зимнему сезону. От дирекции курорта до стройплощадки на северном склоне надо добираться больше часа по технической дороге на внедорожнике. Стройка пока питается от дизель-генераторов, но внизу уже практически завершен фундамент подстанции и скоро начнется монтаж электрооборудования. По хребту на 71 км протянется ЛЭП от подстанции Россетей «Цемзавод» в Чири-Юрте.
«Есть не проблемы, а сложности: ограничения доступности по трассе, перепады высот, очень большой объем работы — доставка техники и оборудования на высоту. Для дополнительного обеспечения безопасности на определенных участках пропускаем грунт через сито. Зима нам не мешает, есть большая часть трассы, где мы можем работать и в холодное время года», — говорит находящийся на стройплощадке председатель совета директоров компании-подрядчика «Фирма ОРГРЭС» Султан Яхъяев.
По его словам, условия для строительства в горах Чечни не самые сложные, а в плане административной поддержки со стороны местных органов власти — абсолютный «зеленый свет». В республике действует оперативный штаб по развитию электроэнергетики, и это дает положительный эффект. На обеспечении курорта электроснабжением сейчас занято порядка 20 единиц техники, и на пике работ будет привлечено до 150 специалистов из разных регионов.
«Технические решения здесь стандартные. Единственное, поскольку в двух местах мы переходим реку, и категория электроснабжения потребителя требует повышенной безопасности, на подстанциях будет устанавливаться система антиобледенения для исключения обрывов на линии», — поясняет Султан Яхъяев. Запустить электроснабжение второй очереди курорта в полном объеме предстоит в августе 2024 года. К этому моменту на северном склоне запланированы пусконаладочные работы на новых канатках, и подрядчик, по его образному выражению, должен «дать розетку».
Как сообщил институт развития СКФО «Кавказ.РФ», сейчас работы на северном склоне идут в три смены и даже ночью. Соблюдение сроков — это главный вопрос, который задавали журналисты и заместителю министра экономического развития РФ Сергею Назарову, побывавшему на стройплощадке в середине октября. Он подтвердил, что у курирующего министерства по этому поводу «нет сомнений», и в зимний сезон 2024-2025 гг. новая инфраструктура примет первых туристов.