Стратегия определит развитие туристической отрасли и включит предложения по инфраструктурному развитию СКФО. Что туристический мастер-план даст регионам Северного Кавказа, какие виды туризма обладают потенциалом развития в ЮФО и СКФО, и как бизнес вовлечен в пространственное развитие — рассказала руководитель проектного офиса «ПроГород» (ВЭБ.РФ) Ксения Титова.
Будущее городов Северного Кавказа
— Какие сроки реализации стратегии для макротерритории «Большой Кавказ»?
— С точки зрения реализации мы закладываем среднесрочную перспективу — это 2030 год, с промежутком 2027-2030. Срок обусловлен в первую очередь национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства», поскольку наши проекты — это инструменты достижения его целевых показателей. Но также возможна проработка каких-то предложений на период до 2035 года.
— Что конкретно предполагают эти мастер-планы?
— Мастер-планы или схемы туристического развития макротерриторий, как мы их называем — это первая с советского периода попытка рассмотреть развитие туризма с точки зрения пространственного развития. Турист едет смотреть «что-то» на территории, он едет за определенным туристическим продуктом. Рассматривать туризм только как целевые показатели в отрыве от его пространственного развития невозможно. Поэтому родилась федеральная инициатива разработать подобные схемы развития туризма для групп субъектов, которые презентуют единый туристический продукт. Например, бальнеология или горнолыжный комплекс, активный отдых, пляжный отдых, культурно-познавательный отдых — разные варианты по всей стране.
В рамках туристических схем ведется анализ ресурсной базы туризма, то есть то, какой инфраструктурной базой представлен туризм в регионе. И под инфраструктурой я имею в виду все, начиная от точек притяжения, туристических аттракций, туристических маршрутов, завершая как официальными средствами размещения, так и серым рынком или индивидуальными средствами размещения.
На втором этапе мы прорабатываем саму стратегию развития туризма макротерритории. Мы делаем прогноз на перспективу до 2030 года с учетом объема и типологии средств размещения, прорабатываем вопросы развития транспортной и инженерной инфраструктуры, развитие аттракций и приоритетных проектов, то есть новых локаций под ТРК.
Туризм как индикатор облика регионов
— В 2022 году «ПроГород» по инициативе Минэкономразвития РФ разработал туристический мастер-план всей страны. Как в этот план интегрированы регионы Юга и Северного Кавказа? И как эта стратегия сопоставляется с собственными мастер-планами регионов?
— Федеральная схема развития туризма охватывает все субъекты РФ, в том числе Южный и Северокавказский округа. Базово мы проводили аналитику по каждому региону, которая включала исследования туристического потока, оценку видов туризма — текущих и перспективных. По каждому региону мы давали предложения по туристическому потоку, по мероприятиям развития туристической инфраструктуры в регионе по нескольким типам. Там были и ключевые мероприятия по транспортной связности макротерриторий с источниками спроса и предложения с точки зрения номерного фонда.
В рамках развития туризма всей страны есть отдельная карта, на которую нанесены текущие инвестиционные проекты на территории, мы в курсе всех инициаторов, кто сегодня занимается разработкой крупных инвест-лотов, такие как «Туризм.РФ», «Кавказ.РФ», «Дом.РФ» и другие частные инициативы крупных владельцев гостиничных сетей. Наша задача — учесть все инициативы на территории. Мы должны синхронизироваться по ключевым технико-экономическим параметрам, таким как прогнозный и фактический турпоток, фактический номерной фонд, чтобы эти цифры логично встраивались друг в друга для формирования единой концепции.
Бизнес при деле
— Насколько бизнес и креативные индустрии вовлечены в процесс развития городского пространства на Юге и Северном Кавказе? По вашим наблюдениям, готовы ли инвесторы вкладывать средства в это, и какова активность бизнес-сообщества в развитии городской среды?
— Бизнес-сообщество в наших макрорегиональных схемах вовлекается уже на этапе социологических исследований. Мы выбираем местные бизнесы, реже это субъекты малого и среднего предпринимательства. Работаем с компаниями, которые предоставляют рынок средств размещения, с локальными туроператорами, которые возят туристов на эти территории и как никто понимают, какие аттракции востребованы в этом регионе.
В нашей практике были кейсы, когда регион выбирает развивать участки, уже находящиеся в частной собственности. Это оптимальный вариант, который позволяет эффективнее структурировать проект всесезонного курорта, где уже есть заинтересованный собственник (иногда он же — соинвестор) и готовый его поддержать регион. В такие проекты проще привлекать дополнительные источники финансирования.
В любом случае, независимо от формы собственности и наличия инвестора, мы формируем полноценный инвестлот с укрупненной финмоделью, считаем объем инвестиций, срок окупаемости, норму доходности и другие базовые параметры, исходя из которых мы можем понять бюджетную эффективность проекта, срок его реализации и необходимый объем инвестиций.
Каким должен быть курорт
— Что современные разработчики мастер-планов территорий понимают под курортом? Каким требованиям и стандартам он должен отвечать?
— В нашем понимании всесезонный курорт — это совокупность услуг на территории, оказываемых туристу, которые носят круглогодичный характер. Это автономная система оказания туристических услуг с определенным позиционированием, основанным на туристическом продукте региона или макротерритории. Например, это может быть бальнеология, если в регионе развиты туристические аттракции, основанные на грязевых, целебных источниках и представляющие лечебно-оздоровительный потенциал.
Важно, чтобы туристическая локация была удобно расположена для въезжающих в регион туристов — условно, если основной турпоток в регион попадает через аэропорт, то путь до курорта должен пролегать по качественной дороге и в идеале без пересадок на иные виды транспорта.
Кроме того, в радиусе получаса езды от курорта должны быть альтернативные варианты досуга, высокая плотность достопримечательностей, которые сделают отдых туриста более разнообразным и задействуют иные аттракции региона. Поэтому базовые критерии всесезонных курортов — обеспеченность туристическими функциями, услугами на определенной территории, удобная транспортная доступность, наличие аттракции в радиусе получаса езды на автомобиле.
Новые точки притяжения
— Какие неочевидные локации на Юге и Северном Кавказе обладают потенциалом для туристического развития и могут стать новыми точками притяжения?
— На Северном Кавказе сегодня базово преобладают два ключевых вида туризма — это горнолыжный и природный. При этом учитывая уникальную специфику Кавказа, который включает в себя и выход к Каспийскому морю, и горные массивы, и природные территории, и уникальные исторические города, в том числе самый древний город России Дербент, объекты ЮНЕСКО, то потенциал развития видов туризма сегодня огромный.
Мы понимаем, что туристические поездки не бывают моновидовыми. Обычно как минимум вплетается культурно-познавательный, гастрономический туризм. Сегодня наша задача в рамках проекта состоит в том, чтобы проанализировать, где и чем представлены туристические кластеры Кавказа, посмотреть баланс по видам туризма. Например, мы понимаем, что сегодня есть спрос на развитие троп, активного туризма, терренкура.
Нам предстоит понять, какие виды туризма необходимо развивать дополнительно, учитывая потенциал спроса на них. Возможно, нужны отдельные аттракции вблизи уже существующих источников спроса, чтобы формировать всесезонный формат отдыха. Мы знаем, что те же горнолыжные курорты часто сталкиваются с проблемой заполняемости вне сезона. Одной из наших задач является уравновешивание предложения за границами высокого сезона, его равномерное распределение в течение года за счет создания инфраструктуры для разных форматов отдыха.