#1 Журнал РБК+Кавказ, 18 декабря 2023
От первого лица , Ростов-на-Дону ,  
0 

Юмшанов: «Крупные финансовые институты увидели потенциал СКФО»

Фото: Антон Тайбарей
Фото: Антон Тайбарей
Генеральный директор Кавказ.РФ Андрей Юмшанов — об инвестиционном потенциале Северного Кавказа, росте турпотока и изменениях в работе корпорации за последний год

Итоги года и время трансформации

— Андрей Александрович, сегодня исполняется ровно год с момента вашего назначения на должность генерального директора Кавказ.РФ. Какие итоги вы можете подвести? Что вы можете назвать в числе наиболее значимых достижений?

— Достижения прошедшего года — это результат работы команды за предыдущее время. Главный результат в том, что несмотря на различные трудности, которые касаются отрасли в целом, корпорация не сбавила заданный темп и не остановила ни один проект.

Более того, в активную фазу вошли работы по развитию нашего флагманского курорта «Эльбрус». Скоро принимаем две новые канатные дороги, трассы для катания, обновляем инфраструктуру — сделали подъездную и объездную дороги, парковку, благоустраиваем территорию Поляны Азау, приводим все к единому стилю.

Строители зашли на площадку будущего курорта «Мамисон» в Северной Осетии, подготовили фундаменты под опоры двух канатных дорог, профилируют горнолыжные трассы различного уровня сложности. Планируем, что в следующем зимнем сезоне новый курорт примет первых гостей.

На молодом «Ведучи» в Чеченской Республике делаем новую зону катания и строим дополнительно четыре канатные дороги, одна из которых уникальная по своей технологии. Четырехкилометровая с тремя опорами, она соединит два склона и будет проходить над ущельем на высоте 400 метров — по сути это отдельный туристический объект.

Мы завершаем «бумажный этап» по новому для компании проекту — пляжному курорту на Каспии в Дагестане. Это вызов для всей нашей команды, которая доказала, что создает брендовые горнолыжные курорты, в том числе с нулевого цикла. «Архыз», «Эльбрус» — признаны туристами и экспертами. На шестикилометровом благоустроенном побережье Каспийского моря разместятся современные гостиницы, парки с развлечениями для всей семьи. Будущий морской кластер обещает стать крупнейшим и максимально востребованным у туристов.

Фото: Антон Тайбарей
Фото: Антон Тайбарей

— Вы говорите о своей команде. Требует ли такое количество задач пересмотра внутренних процессов и алгоритмов? Что происходит в Кавказ.РФ?

— Все наши усилия должны способствовать привлечению и увеличению частных инвестиций для развития Северного Кавказа в сфере туризма и других отраслях экономики.

Параллельно со стройками идет большая трансформация системы управления компании. Мы начали активно внедрять проектные методы управления командой, цифровую платформу управления строительством, создали проектные группы строителей с дислокацией на каждом курорте.

В ближайших планах — перезагрузка маркетинга и цифровая трансформация бизнес-процессов, внедрение инструментов «бережливого производства», программы снижения затрат и повышения операционной эффективности.

Цели и задачи

— За последние годы существенно изменились экономические условия и задачи, стоящие перед страной. Как это повлияло на интерес к туризму, в том числе на Северном Кавказе и на приоритезацию задач внутри Кавказ.РФ?

— Сегодня в стране идет активное развитие внутреннего туризма. Эта отрасль оказывает мультипликативный эффект на развитие сопряженных сфер экономической деятельности. Туризм формирует 3,4% ВВП страны, влияет на 53 смежные отрасли, а создание одного рабочего места в сфере туризма влечет за собой — до 5 рабочих мест в смежных отраслях.

Мы видим, что в последние годы стабильно растет интерес к отдыху на Северном Кавказе. Здесь есть все виды туризма: от горнолыжного до культурно-познавательного и пляжного.

Да, наша основная экспертиза — строительство горнолыжных курортов. И мы научились создавать всесезонные горные курорты, которые интересны не только гостям, но и крупным стратегическим инвесторам. Опыт строительства горного курорта с нуля — всем известный «Архыз», сегодня используем в Северной Осетии, где будет курорт «Мамисон».

При этом наработанный опыт дает возможность нам заходить в новое для компании направление — создание пляжного курорта, который строим на Каспии.

Фото: Антон Тайбарей
Фото: Антон Тайбарей

— Но сегодня Кавказ.РФ — это не только туризм. В чем вы видите миссию корпорации? Как и в каком направлении она трансформировалась за последнее время?

— Мы видим свою роль как интегратора всех возможных инструментов и мер поддержки на Северном Кавказе. Наша компания — тот самый мост между государством и бизнесом.

Недавно Совет директоров Кавказ.РФ под председательством вице-премьера Александра Валентиновича Новака одобрил ряд инвестпроектов в сельском хозяйстве и промышленности региона почти на 10 млрд рублей, которые будут реализованы с участием нашей компании. Это создание новых и модернизация действующих комплексов по хранению и переработке плодоовощной продукции в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Новые мощности производства пленки и пакетов из полиэтилена в Чеченской республике, запуск в Дагестане уникальной технологии по производству импортозамещающих стеклянных нитей для высокотехнологичных отраслей и другие востребованные на Северном Кавказе проекты.

Таким образом, сегодня в инвестпортфеле корпорации 21 достаточно успешный проект на сумму свыше 36 млрд рублей.

Плюс у нас в проработке есть еще несколько интересных проектов в области сельского хозяйства и туризма, которые мы намерены вынести в начале следующего года на рассмотрение Совета директоров. Все инвестпроекты востребованы в округе, они позволяют не только активно развивать отечественное производство, обеспечивать регион и страну в целом качественной продукцией, но и создавать новые рабочие места.

— Как изменился подход к работе с инвесторами?

— Нам важно, что крупные финансовые институты увидели потенциал территории. Сегодня наша компания готова брать на себя риски инвестиционной стадии, предлагать бизнесу коробочные решения, работать в сфере наращивания компетенций.

Дало свои плоды и обновление инвестиционной политики компании — мы увеличили число вариантов государственной поддержки проектов, с помощью партнеров из банковского сектора смогли выйти на аудиторию малого и среднего бизнеса с помощью механизма фондирования.

Более того, с этого года наша компания не только принимает и рассматривает заявки, а большое внимание уделяет инвестиционному запуску проблемных предприятий, поиску для них инвесторов, концентрации и кооперации механизмов государственной поддержки.

В рамках такой работы мы проводим встречи с руководством и собственниками предприятий. Среди наиболее частных запросов со стороны бизнес-сообщества — содействие в продвижении продукции, товаров и услуг.

К примеру, совместно с Минпромторгом помогаем решать задачи расширения рынка сбыта кабельной продукции, производимой в городе Прохладный Кабардино-Балкарской Республики. Привлекаем инвесторов для возобновления производства игристых вин и безалкогольных напитков в Кабардино-Балкарии и помогаем выработать оптимальную стратегию развития некогда известного автосборочного завода в Черкесске (Карачаево-Черкесия).

Фото: Антон Тайбарей
Фото: Антон Тайбарей

Проблемы и решения

— СКФО — регион сложный и с непростой историей развития экономики, которая постепенно все больше реализует свой потенциал. Какие основные проблемы, присущие округу, вы можете выделить?

— Первое, о чем надо сказать — это по-прежнему ограниченность финансовых ресурсов, точнее доступа к ним со стороны инвестора и недостаточная активность банков на Северном Кавказе. Поэтому мы используем новые инструменты для стимулирования банковского сообщества: берем часть рисков на себя, фондируем банки, чтобы они давали льготную ставку для потребителя в регионе.

Вторая проблема — слабая финансовая проработка инвестпроектов, что не дает «взлететь», казалось бы, очевидным и нужным округу кейсам. Мы организуем постоянное взаимодействие, общение с предпринимателями, проводим бизнес-встречи. Как уже сказал, бесплатно оказываем консалтинговую помощь по интересным проектам — помогаем оформлять необходимые документы, правильно «упаковывать» под меры господдержки или программы кредитования.

Третья проблема — это кадры. Есть переизбыток кадровых ресурсов, но при этом в целом остается достаточно высокий уровень безработицы в регионе. Совместно с Минэкомразвития и Рострудом пытаемся обкатать систему кадрового оператора, по которой свободные ресурсы можно будет направлять в нужное русло. Например, предлагать работу вахтовым методом — из одного региона в другой или сменить профессию на более востребованную на наших курортах, ориентировать людей участвовать в крупных инвестиционных проектах и другие интересные варианты. Человек должен понимать, что его компетенции и опыт могут пригодиться во многих областях, главное — подобрать оптимальный вариант применения его знаний и навыков.

— С чем еще приходится сталкиваться в работе и как вы эту проблематику решаете?

— Есть еще такой проблемный вопрос. Это, по-прежнему недостаточная информированность жителей страны, бизнеса о позитивных моментах, происходящих в последнее время на Северном Кавказе. К сожалению, сохраняются некоторые стереотипы о регионе. И чтобы избавиться от них, мы запустили большую коммуникационную стратегию. Ее задача — доводить в целом до граждан, инвесторов информацию о развитии региона, его культурных, исторических и экономических преимуществах. Нам очень важно формировать благоприятную инвестиционную среду, чтобы инвесторы боролись за право работать на Северном Кавказе, чтобы все больше туристов предпочитали отдыхать на горных курортах или в санаториях Минеральных Вод.

Для этого проводим много познавательных и разъяснительных мероприятий с участием лидеров мнений, экспертов, показываем уникальный регион изнутри. Запустили инвестиционный портал по всем территориям, с указанием действующих особых экономических зон.

На себе тестируем все новшества. Обновили экотропы на курортах. Оборудовали знаками навигации, информационными стендами, входными группами. Создали места отдыха, смотровые площадки, мосты, веревочные перила для восхождения, ограждения опасных участков. И самое важное — туристы понимают, на какую тропу можно пойти как на прогулку, а какая требует специальной подготовки. С Сергеем Макаровичем Назаровым, замминистра экономического развития прошли несколько маршрутов, проверили, все ли как надо, удобно ли.

И так по всем направлениям работы. Слушаем мнения, обсуждаем, принимаем или находим компромисс. Мы открыты для диалога, давайте вместе делать лучше и комфортнее.

Фото: Антон Тайбарей
Фото: Антон Тайбарей

От выставки — к форуму

— В 2023 году в СКФО прошла первая Кавказская инвестиционная выставка, которая станет ежегодной. Мы также видим большое количество других деловых мероприятий. Какой эффект, по вашему мнению, они окажут на развитие экономики?

— Всегда и во всех отраслях нужно больше взаимодействовать с деловым сообществом — будь то различные форумы, выставки или встречи. Это прежде всего важно для понимания возможностей и потребностей бизнеса.

В этом году мы провели встречи с предпринимателями во всех регионах, в которых приняло участие более 1000 человек, в том числе — заинтересованные общественные организации, федеральные и региональные органы управления. Все вопросы, которые были адресованы нам, мы отрабатываем и направляем ответы. Для нас очень важна такая связь с бизнесом.

По решению президента Российский Федерации Владимира Владимировича Путина, традиционная Кавказская инвестиционная выставка трансформировалась в масштабный форум и будет ежегодно проводиться на Северном Кавказе. Это подтверждает нужность и эффективность такого мероприятия. Уже весной следующего года форум пройдет в новом формате.

— На какой стадии сейчас подготовка мероприятия?

— Вице-премьером Александром Валентиновичем Новаком утвержден организационный комитет. И его состав показывает, на каком уровне и какие направления планируется задействовать в форуме. Мы видим высокую заинтересованность различных министерств — здесь и культура, спорт, промышленность, экономика, а также — крупные игроки бизнеса: серьезные отельеры и рестораторы, банкиры и предприниматели. Действительно, этот форум станет авторитетной деловой площадкой, на которой будут решаться самые важные вопросы округа и страны в целом.

Сейчас идет активная проработка деловой программы, в которой главную роль отведут вопросам развития внутреннего туризма, агропромышленного комплекса, транспортной инфраструктуры, банковского сектора, энергетики, международного сотрудничества и другим. Надо сказать, что и площадь экспозиции форума увеличится вдвое.

Планируется участие большого числа зарубежных партнеров. Создадут правительственную комиссию, на которой будут приниматься важные решения, необходимые для развития Северного Кавказа.

Так, что, пользуясь случаем, приглашаю всех стать участником этого масштабного события.

Фото: Антон Тайбарей
Фото: Антон Тайбарей

— В 2023 году Кавказ.РФ нашел инвестора для курорта «Архыз». Как сейчас построено взаимодействие с управляющей компанией? Как вы участвуете в работе территории? Насколько успешным вы считаете этот опыт и планируете ли его масштабировать?

— Мы, как государственный институт развития, построили и вывели на операционную рентабельность горнолыжный курорт «Архыз» в Карачаево-Черкесии, а в этом году продали его частному инвестору — компании «Горные вершины». Но продолжаем участвовать в его судьбе в качестве главного акционера. Мы одобрили мастер-план развития ОЭЗ. По нему в 2027 году на этом курорте появятся 6 новых канатных дорог и более 30 километров горнолыжных трасс, добавятся новые горнолыжные деревни к Романтику и Лунной Поляне. Это будет общая зона катания с единой сетью трасс, канаток и ски-пассом.

Мы со своей стороны контролируем развитие «Архыза», будет ли такой подход передачи в собственность масштабироваться — решение за государством.

— Одной из ключевых проблем экономики эксперты и игроки рынка называют проблему с кадрами. Наблюдаете ли вы ее на своем опыте? Как меняются запросы в плане компетенций?

— С активным развитием внутреннего туризма значительно возрос поток в регионы Северного Кавказа, в том числе на наши горные курорты. Это еще обусловлено качеством горнолыжной инфраструктуры и ее эксплуатации. В то же время есть еще вопросы к услугам, которые предоставляют коммерческие организации в сфере размещения, питания и досуга.

Максим Геннадьевич Решетников, глава Минэкономразвития предложил под эгидой нашей компании создать отраслевой центр компетенции в области туризма. Планируем организовать и запустить в работу в третьем квартале следующего года.

Мы подписали договор с Федеральным центром компетенций. Специалисты центра в рамках национального проекта «Производительность труда» помогают предприятиям совершенствовать управление производственными процессами, повышать производительность труда, увеличивать доходы.

Отраслевой центр компетенций в сфере туризма и гостеприимства СКФО будет формироваться на базе Кавказ.РФ. Он поможет раскрыть потенциал курортов Северного Кавказа с учетом активного роста турпотока в регион. Наработанную экспертизу в дальнейшем можно будет тиражировать на другие регионы страны.

— Какая сейчас ведется работа по созданию этого центра?

Руководители подразделений нашей компании проходят обучение по различным программам организации бизнес-процессов, внедрения инструментов «бережливого производства», снижения затрат и повышения операционной эффективности.

Обучение организовано и для руководящего состава нашего флагманского курорта «Эльбрус». Помимо аналогичных программ коллеги слушают образовательные курсы в сфере индустрии гостеприимства, гостиничного и ресторанного бизнеса.

Надо сказать, что Кавказ.РФ стал первой компанией в туристической сфере, которая принимает участие в нацпроекте «Производительность труда».

— Есть ли еще у вас какие-то образовательные проекты?

— Да, сейчас совместно со Сбером и Северо-Кавказский федеральным университетом работам над созданием Центра компетенций в сфере технологического предпринимательства.

Этот проект поможет использовать на практике интересные молодежные инициативы. Студенты — народ активный, много предложений. И благодаря этому центру они смогут формировать свои бизнес-идеи, полностью отрабатывать их с авторитетными наставниками, учиться правильно «упаковывать» в форме проекта и затем защищать перед инвесторами.

Фото: Антон Тайбарей
Фото: Антон Тайбарей

Перспективы и точки роста

— Чего вы ждете от 2024 года как в плане работы компании, так и в плане развития экономики страны? Что выйдет на первый план и станет основными трендами?

— Следующий год для нас во многом будет знаковым. Мы должны запустить полноценно для приема туристов два горнолыжных курорта — «Мамисон» в Северной Осетии и «Ведучи» в Чечне, где, как я говорил, идут масштабные работы. Ожидаем, что эти курорты через некоторое время после запуска уже станут экономически достаточными, сформируют своего туриста и постоянный поток отдыхающих. В связи с этим нам очень важно решить вопросы импортозамещения горнолыжной инфраструктуры, которые с Минэкономразвития и Минпромом решаем и продвигаем.

Здесь мы делаем ставку именно на импортозамещение, а не на параллельный импорт. У нас налажен контакт с компанией Руслет, которая реализует проект по созданию к 2025 году производства сложных канатных дорог в России. Компания уже поставила нам две дороги на «Ведучи», ожидаем две канатки на «Мамисон». Надеемся, что Руслет станет нашим постоянным поставщиком. Это важная тема.

Фото: Антон Тайбарей
Фото: Антон Тайбарей

— Рассматриваете ли другие площадки плюс к тем, на которых работаете сейчас?

— Конечно, параллельно нужно думать о будущем — создавать или реанимировать новые точки роста. Есть интересные инфраструктурные проекты в сфере туризма в рамках развития Кавказских Минеральных Вод в Ставропольском крае. С регионом прорабатываем возможность создания особых экономических зон на КМВ, у нас большой опыт в этом направлении. Далее планируем начать активную работу по развитию курорта «Армхи» в Ингушетии — приступить в ближайшее время к проектированию необходимой инженерной инфраструктуры.

В целом мы развиваем иные важнейшие туристические направления. Они нужны и с точки зрения развития туризма, и в целом для экономики Северного Кавказа. Это, например, Большая кавказская тропа. На этом проекте работаем совместно с АСИ, ВЭБом и другими структурами. В уходящем году обустроили 60 километров экотроп и будем эту работу продолжать, поскольку экологический туризм наиболее естественен для Кавказа и является приоритетным.

Еще одно направление, которое должно получить более четкие очертания — это развитие кавказских брендов, поддержка уникальной продукции Северного Кавказа, народных промыслов, их продвижение на федеральный уровень. Есть идея организовать совместно с регионами большие ярмарки народных промыслов, кавказских брендов — от продуктов питания до уникальных промышленных разработок, технологий искусственного интеллекта.

Конечно, продолжим активно сопровождать и увеличивать свой инвестиционный портфель проектов в области сельского хозяйства, промышленности, туризма.

Это большие планы, и мы будем их выполнять.

Тенденции Первый морской: почему курорт на Каспии составит конкуренцию Кубани
Материалы выпуска
От первого лица Зульгимар Тагибова: бизнес Дагестана требует обеления
От первого лица Анатолий Песенников: туризм, АПК и стройка остаются драйверами экономики
Тенденции Страна башен и легенд: как реализуется туристический потенциал Ингушетии
Компетенция От реиндустриализации до IT: что станет драйвером экономики СКФО
Решения Северная Осетия: туристический потенциал Осетии
Рыночный расклад Кавказское руно: как развивается переработка шерсти в СКФО
Рыночный расклад «Продукция Кавказа»: как маркировка повлияет на продажу товаров из СКФО
Тенденции Как мастер-план «Большой Кавказ» изменит туротрасль СКФО
Тенденции Как «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии становится центром притяжения туристов
От первого лица Юмшанов: «Крупные финансовые институты увидели потенциал СКФО»
Тенденции Первый морской: почему курорт на Каспии составит конкуренцию Кубани
Рыночный расклад Не только деньги: что поможет развитию МСП на Кавказе
Компетенция От потенциала к реализации: как Северный Кавказ стал территорией роста
Инструменты Кавказский подход: как в СКФО усилили развитие инфраструктуры туризма
Тенденции Как спорт, еда и горы сделают Чечню всесезонным семейным курортом
Содержание
Закрыть