От первого лица , Ростов-на-Дону ,  
0 

«Интерлизинг»: «Мы прогнозируем рост рынка лизинга на Дону в 2023 году»

Игорь Тисленко, фото предоставлено ООО «Интерлизинг»
Игорь Тисленко, фото предоставлено ООО «Интерлизинг»
Игорь Тисленко — о состоянии рынка лизинга Ростовской области

Региональный директор компании «Интерлизинг» в ЮФО и СКФО Игорь Тисленко рассказал в интервью РБК ТВ Юг, как рынок лизинга Ростовской области научился реагировать на внешние метаморфозы и почему одним из драйверов стала строительная отрасль.

— Прошлый год внес существенные изменения в экономику, тем не менее отдельные сегменты бизнеса легче адаптировались к меняющимся условиям и продолжают развитие. Как вы оцениваете ситуацию на вашем рынке в целом?

— По итогам прошлого года рынок в целом просел. По данным «Автостата», например, объем российского рынка новых легковых автомобилей сократился на 58,7% относительно показателей 2021 года. Объем продаж лизинга легковых автомобилей снизился на 27%, согласно данным «Эксперт РА». Естественно, в первую очередь это связано с уходом большого ряда иностранных производителей и брендов из России. Пока технически сложно с помощью параллельного импорта заместить все те объемы с привычным уровнем сервиса и цен, однако работа в этом направлении ведется.

Что касается рынка грузовой и спецтехники, то, по данным «Эксперт РА», сегмент лизинга грузовой техники вырос на 11%, положительная динамика сохранилась и в сегменте строительной техники, рост которого составил 5%. Мы рассчитываем, что в 2023 году данные сегменты покажут прирост не менее чем на 15%, поскольку произошло достаточно активное оперативное замещение привычных нам производителей, в первую очередь европейцев, на Китай и Россию.

— В каких отраслях бизнеса техника в лизинг является более востребованной?

По нашим оценкам, дефрагментация рынков проявлялась более заметно в период пандемии в 2020 году. Сегодня в этом аспекте серьезных изменений на бизнес-рынках нет. Вместе с тем основной объем сейчас приходится на дорожное и инфраструктурное строительство. Это специальная техника и грузовые автомобили.

Мы считаем, что повышенный спрос на технику в Южном регионе связан с тем, что большой ее объем отправляется на работы в соседние регионы. Необходимо заместить эту технику для продолжения работ на местах. Кроме того, в прошлом году было запущено много новых проектов по инфраструктурному строительству, реализация которых продолжится и в этом году — новые дороги и жилые районы. Поэтому спрос на услуги строительной отрасли в Южном регионе остается высоким и стабильным, и это не может не радовать.

— Ростовская область как раз один из регионов, граничащих с новыми российскими территориями. Какие тенденции вы заметили на рынке специальной техники в регионе?

— Мы видим, что достаточно большой объем новых производителей в сегменте специальной техники появился на рынке. Так, большинство китайских производителей, которые и ранее были представлены в нашей стране, значительно расширили свой ассортимент.

— Какие тренды и прогнозы вы можете сделать по развитию рынка в Ростовской области на 2023 год?

— Надеемся, что 2023 год пройдет под знаком существенного восстановления рынка лизинга сельхозтехники, который, к сожалению, в прошлом году продемонстрировал негативную динамику.

Что касается прогнозов, то в целом по рынку эксперты прогнозируют рост от 10% до 15% по сравнению с предыдущим годом. По Югу мы планируем прирасти на долю от 40% до 50% по объему нового бизнеса.

— В Ростовской области значительную роль играет прежде всего аграрный рынок, который оказался в непростой ситуации в прошлом году. Продажи сельхозтехники замедлились, в том числе из-за санкций, под которые попала импортная техника, а также низких цен на зерновые. Как себя чувствует рынок сегодня?

По итогу 2022 года действительно был легкий спад спроса во всех сегментах. На сегодняшний день мы наблюдаем активное его восстановление, в особенности в сегменте сельскохозяйственной техники.

Во многом это происходит благодаря началу работы программы субсидирования Минпромторга, которая позволяет получить 10% скидку на аванс для клиентов. Влияние также оказывает отложенный спрос прошлого года. Поэтому сейчас мы наблюдаем активный и уверенный рост в этом сегменте.

Это первый объемный опыт работы рынка с сельхозтехникой по субсидии Минпромторга. Поскольку мы первый год работаем без субсидии 1432, к которой все привыкли за предыдущие семь лет. С одной стороны, ее отсутствие не самым позитивным образом сказывается на продажах, но, с другой стороны, поддержка в виде соразмерной скидки на аванс частично компенсирует ее уход.

— Как вы оцениваете рост спроса на сельскохозяйственную технику по сравнению с четвертым кварталом прошлого года?

— В «Интерлизинге» сегмент сельскохозяйственной техники вырос в два раза. Для четвертого квартала всегда был типичен очень высокий спрос, поскольку сельхозтоваропроизводители продают основной объем урожая обычно в конце осени. Но 2022 год в этом аспекте стал уникальным, так как большой объем урожая не был реализован по причине высоких экспортных пошлин на зерно. Что повлекло за собой более позднее приобретение техники и перенос потребности на первый квартал 2023 года.

— Вы упомянули о программе Минпромторга для сельхозтехники, а какую роль в восстановление рынка лизинга может сыграть господдержка в целом? Какие еще программы будут ключевыми для вашей отрасли в текущем году?

— Роль господдержки на лизинговом рынке переоценить практически невозможно, она была важна всегда. Объем заявок на программу льготного лизинга Минпромторга в этом году кратно вырос за очень короткий промежуток времени. Причем эти заявки из абсолютно различных сегментов бизнеса, на абсолютно различную технику — это грузовики, строительная и сельскохозяйственная техника.

Мы готовы работать практически со всеми программами субсидирования. Есть достаточно большое количество льготных программ, субсидий либо дотаций, которые получают непосредственно лизингополучатели. Мы для этого с радостью оказываем помощь в подготовке документов, консультируем по их подаче. Поэтому субсидия — это достаточно серьезная поддержка для наших клиентов, которая помогает им приобретать либо лучшую технику на более комфортных условиях, либо покупать ее в большем объеме.

— Как изменилась география импорта техники? Удалось ли вам заместить технику, которая выпала из оборота из-за санкций?

— Если говорить именно о сегменте сельскохозяйственной техники, то, на наш взгляд, практически полностью удалось заместить ушедшие бренды. И этому способствуют два фактора: основной, конечно же, тот, что доля импорта сельхозтехники на российском аграрном рынке не была достаточно высокой, при этом российские производители имеют достаточно широкие модельные линейки и могут закрывать на 100% потребности любого агропредприятия.

C уходом ряда иностранных компаний к нам пришли новые игроки из Турции и Китая, которые займут, я думаю, эту долю, которая раньше была, скажем так, в премиум-сегменте. Теперь в премиум переместится российская техника, а техника из дружественных стран пока займет бюджетный сегмент.

— А как это отразилось на ценах? Как они менялись в 2022 году? Какой прогноз вы можете дать на этот год?

— Рост цен на технику в прошлом году был очень существенным. В зависимости от сегмента и типа рост доходил в какие-то моменты до 100%. К счастью, это явление было кратковременным и ценники вернулись в рыночное состояние, исключились спекулятивные моменты.

Рост цен, безусловно, присутствует — здесь законы рынка сохраняются. Спрос растет, растет предложение, растет цена. Но, как показывает практика и наши наблюдения, позитивный тренд уже абсолютно очевиден, и в этом году мы ожидаем увидеть положительную динамику на рынке грузовой, строительной и сельскохозяйственной техники.

Если брать год к году, то средний рост цен на рынке специальной техники составил порядка 35–40%. На рынке оборудования скорее минимальный рост — порядка 15–20%. Что касается грузовиков, здесь анализировать рост цен сложно и нецелесообразно, поскольку то, что подорожало, очень быстро закончилось и сегодня практически не представлено на рынке. Иными словами, на смену европейским грузовикам пришли китайские, и их сегодняшний ценник сопоставим с ценником европейцев полутора-двухгодичной давности. На наш взгляд, это является достаточно адекватной цифрой для сегодняшнего рынка с учетом его роста, с учетом роста цен на другие виды имущества.

Наиболее сложная ситуация наблюдается на рынке легкового автотранспорта, поскольку очень малый ассортимент импортных машин завозится поставщиками по дилерским схемам. Основная масса сейчас идет все-таки через параллельный импорт. И здесь достаточно сложно выстроить юридически правильную цепочку приобретения в лизинг, поскольку параллельного импорта для юрлиц на сегодняшний день не существует, а при покупке в лизинг возникают дополнительные расходы, связанные с начислением НДС продавцом.

При этом свобода выбора не ограничена ничем. Поэтому этот рынок еще ждет становление, ждет развитие. Я думаю, эти результаты мы увидим уже в конце текущего года, но пока это все в процессе.

— Вы говорили о том, что основными проблемами прошлого года стали резкая смена дилеров, падение покупательского спроса, связанное с тем, что была занята выжидательная позиция, и часть аспектов этих вопросов решены. По вашим оценкам, с какими основными проблемами компания столкнется в 2023 году?

— Для нашей компании целевым сегментом всегда был малый и средний бизнес. Мы, безусловно, работаем и с крупным бизнесом, но приоритет все равно идет на розницу. И эти сегменты всегда более гибко и более оперативно адаптировались под изменения, происходящие на рынке, в стране и т.д. Поэтому здесь мы каких-то существенных негативных факторов с точки зрения спроса не ждем и не прогнозируем. С точки зрения предложения здесь, безусловно, могут быть определенный нюансы, такие как новые, никому не известные производители, новые поставщики. Но это, во-первых, вопрос времени, во-вторых, вопрос адаптации.

Мы за последние три года научились достаточно оперативно реагировать как на внутренние, так и на внешние метаморфозы рынка.

— Какие три основные фактора станут драйверами развития рынка лизинга?

— Основными факторами, конечно же, мы видим, гибкость и скорость работы — нашей, наших партнеров и в целом всего рынка финансовых инструментов, упрощение подходов с целью как минимизации трудозатрат, так и упрощения взаимодействия для клиентов и поставщиков.

Вторым фактором я бы назвал, конечно, все меры господдержки, которые существуют. Поскольку на фоне роста цен это важно сейчас.

Третье — это развитие рынка предложения. Новые машины, новое оборудование, новые возможности и новый бизнес.

Реклама, https://www.ileasing.ru, ООО «Интерлизинг», ИНН 7802131219

Новости партнеров «О3-Коутингс» на Дону запустил линию по производству пигментных паст
Содержание
Закрыть