Позвони мне по Сети: почему растет мобильный интернет-трафик
Материалы выпуска
Жизнь в цифре: как работает телеком-оператор в условиях самоизоляции Решения Позвони мне по Сети: почему растет мобильный интернет-трафик Новости партнеров Омниканальность, онлайн и эмпатия: как меняется клиентский сервис Инструменты Больше лучше: как рынок смартфонов меняется сам и меняет связь Решения Умное будущее: где применяются современные телеком-технологии Решения Будущее на связи: пять вопросов о 5G Инновации
Новости партнеров Ростов-на-Дону
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Позвони мне по Сети: почему растет мобильный интернет-трафик

В 2019 году зафиксирован рекордный рост мобильного интернета. В будущем тренд получит продолжение и «оттянет» на себя часть голосового трафика, считают эксперты

На протяжении нескольких лет операторы связи и эксперты отмечают стабильный прирост объемов потребления мобильного Интернета, в то время как голосовой трафик стабильно падает.

По данным Минкомсвязи РФ, рекордным за последние годы стал I квартал 2019 года — потребление мобильного интернета выросло в 1,5 раза (или на 1,1 млрд Гб) по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. При этом провайдеры фиксированной связи отчитались о росте всего на 14,5%. Но пока объемы потребления проводного интернета остаются значительно больше — порядка 11,1 млрд Гб за три месяца против 3,3 млрд Гб в мобильных сетях.

На фоне общего прироста объемов потребления интернета впервые с 2011 года объем голосового трафика сокращается уже два квартала подряд. Так, за январь—март этого года совокупное время разговоров россиян по телефону сократилось на 2,8% — до 108,5 млрд минут. Как отмечают эксперты отрасли, чем выше процент проникновения смартфонов в регионе, тем выше падение голосового трафика и активнее используются альтернативы (в частности, мессенджеры).

Во II квартале 2019 года падение увеличилось до 4%. Всего за первое полугодие россияне наговорили 219,1 млрд минут против 228,2 млрд минут годом ранее.

Общие тенденции подтверждаются и в Ростовской области. Так, на фоне стагнирующей голосовой связи за январь—ноябрь 2019 года общий трафик в сети Tele2 вырос в 1,8 раза, а LTE-трафик увеличился в 2,7 раза, рассказали в пресс-службе компании.

Всеобщая мобилизация

Эксперты видят причину этого тренда в росте популярности смартфонов в целом и интернет-мессенджеров. По итогам 2018 года 61% россиян использовал интернет на мобильных устройствах (в планшетах и смартфонах), свидетельствует исследование GfK. В ЮФО эта доля еще выше — по оценкам Tele2, на Юге доля смартфонов среди абонентов оператора в 2019 году выросла на 8 п.п. (до 72%).

В GfK отмечают, что рост аудитории проводного интернета сейчас незначителен и происходит в основном за счет подключения людей старшего поколения. Среди молодежи и среднего возраста его проникновение близко к предельному уровню.

Основная тенденция последних лет — рост мобильного трафика и увеличение числа аудитории пользователей, которые выходят в Интернет только со смартфонов. Год назад их было только 18%. По последним данным, сегмент за год удвоился и составил более трети всех пользователей.

«Стремительный рост сегмента «mobile only» меняет лицо Интернета. Интернет уже в ближайшем будущем может стать, прежде всего, мобильным и только во вторую очередь десктопным. Для интернет-сегмента это означает смену приоритетов при развитии digital-продуктов, коммуникаций, рекламы. Производителям, ретейлерам и контент-провайдерам уже сейчас стоит убедиться, что их текущие продукты готовы для мобильных пользователей», — подчеркивает руководитель отдела медиа-исследований GfK Rus Сергей Кетов.

По данным опроса компании EY, 8% россиян чаще звонят через мессенджеры, чем через традиционный голосовой сервис сотовых операторов. Еще 31% одинаково часто пользуются и мессенджерами, и мобильной связью. Около 50% пока тяготеют к стандартным телефонным звонкам, а 11% пользуются интернет-сервисами только когда голосовая связь не доступна.

Эксперты отмечают, что количество людей, пользующихся мессенджерами, неуклонно растет. Среди основных причин называют желание сэкономить и удобство.

Это уже сказалось на характере общения — люди все чаще предпочитают писать или звонить через мессенджеры, чем пользоваться традиционной связью. В итоге голосовой трафик падает или стагнирует, а объемы потребления мобильного интернета устойчиво растут.

Одним из факторов перемещения «голоса» в Сеть является цена — при недорогом и качественном интернете пользоваться WhatsApp или Viber оказывается дешевле, чем звонить по традиционным каналам.

Будущее голоса

По прогнозам компании Cisco, к 2021 году пользоваться мобильными телефонами будет больше жителей планеты (5,5 млрд человек), чем банковскими счетами (5,4 млрд) или централизованным водоснабжением (5,3 млрд). Рост мобильного трафика с 2016 по 2021 год окажется пятикратным. К концу этого периода 88% россиян будет пользоваться мобильной связью, а на смартфоны придется 86%.

При этом количество абонентов в ближайшие годы не будет существенно прирастать, так как достигло своего максимума. Более того, по прогнозам «ТМТ Консалтинг», база не будет расти, а несколько сократится. Эксперты говорят, что операторам связи нет смысла увеличивать ее с помощью неприбыльных или убыточных абонентов. Возможен рост лишь у отдельных компаний за счет перетекания клиентов от других телеком-операторов.

В итоге у голосовой связи нет предпосылок к резкому приросту — в лучшем случае, продолжительность разговоров будет оставаться на прежнем уровне. А вот объемы мобильного интернет-трафика продолжат стремительно расти — драйверами здесь станет потребление контента и запуск 5G.

Мнения игроков отрасли насчет популярности традиционных звонков в будущем разделяются. Часть считает, что продолжится миграция в мессенджеры и рост их популярности. Остальные придерживаются мнения, что благодаря низкой стоимости голосового трафика у абонентов нет причины от них отказываться и многие продолжат пользоваться привычным и традиционным видом связи.