— Почему в 2014 году, когда начались санкции и другие проблемы, вы решились поменять «спокойную» госслужбу на «рискованный» свой бизнес?
— Можно сказать, что так сложились обстоятельства. Я находилась в декрете и в какой-то момент поняла, что не могу постоянно быть дома, так появилась идея преподавать в институте. Для трудоустройства в вуз пришлось уволиться из налоговых органов. Около года я занималась преподаванием и осознала, что этой деятельности мне мало. Так пришло решение открыть свою компанию.
С налоговой сферой и бизнесом я, можно сказать, связана с детства. Мой папа возглавлял управление ФНС в одном из регионов, мама руководила хлебозаводом. С юных лет я перенимала предпринимательские навыки у мамы и часто проводила время на работе у папы. И то, что сегодня делает моя компания — это действительно уникальные продукты, комплексное сопровождение бизнеса в рамках абсолютно всех вопросов, которые возникают у предпринимателей.
— С 2014 года страна живет в условиях западных санкций, ухода иностранных компаний, сбоя производственных цепочек. Как изменились за эти годы российские бизнесмены? Какими они стали?
— Считаю, что предприниматели — это отдельная, особая каста людей, которые создают экономику региона и в целом страны. Они умеют принимать решения и готовы нести ответственность за себя, свои семьи и семьи своих сотрудников.
По моим наблюдениям, сегодня предприниматели стали более осознанными. Они ответственно подходят к бизнесу, они умеют считать, они понимают свои риски и анализируют их.
— С какими запросами и проблемами к вам чаще всего обращаются предприниматели?
— Сегодня у предпринимателей часто возникают вопросы в бухгалтерии, в части налоговых проверок. Очень много клиентов приходят по вопросам налогообложения и взаимодействия с контрольно-надзорными органами. Также обращаются с вопросами анализа бизнеса, исключения рисков.
Мы в свою очередь оказываем большой спектр услуг в сферах бухгалтерии, юриспруденции, налоговых услуг, налогового консалтинга, кадрового учета, всего более 80 услуг.
У нас есть и обучающие программы, лицензия установленного образца позволяет выдавать удостоверение о дополнительном профессиональном образовании. Мы обучаем как бухгалтеров, так и бизнесменов, как правильно вести сегодня свой бизнес, какие нюансы есть в законодательстве.
Моя гордость, что предприниматели с нами в среднем по восемь лет, притом что компании в мае 2024 года будет 10 лет. У наших клиентов нет ни одного доначисления от контрольно-надзорных органов в рамках проверок. Считаю, это колоссальный результат, который моя команда смогла дать бизнесу.
— Если говорить о налоговых проверках, как предпринимателю понять, что компания привлекла или в ближайшее время привлечет внимание ФНС?
— Один из первых признаков — требование от налогового органа о предоставлении пояснений либо требование о предоставлении документов. Бизнесмены должны понимать, что ФНС — самый крупный агрегатор всей информации по всем юрлицам, ИП и по физлицам. У налогового органа есть абсолютно вся информация, он использует достаточно прогрессивные программные продукты, которые дают возможность анализировать любую деталь бизнеса. Если вам пришел запрос из ФНС, это значит, что в структуре конкретной сделки либо у контрагента есть проблема. Налоговый орган никогда не запрашивает документы просто так.
— Что надо делать и чего делать нельзя, чтобы не сталкиваться с налоговыми проверками?
— Для того чтобы не сталкиваться с проверками, нужно иметь сильную команду и анализировать риски сделок. Очень важный момент — выбор бухгалтера. По моему опыту, при найме такого специалиста только 1% собственников могут реально оценить профессиональные качества кандидата. Обычно выбор делают исходя из того, понравился человек или нет. В то время как главный бухгалтер — ключевой фактор риска компании.
Сегодня выгоднее вести дела прозрачно и платить налоги, чем придумывать схему, обманывая в первую очередь себя. Ведь в случае возникновения к вам вопросов со стороны ФНС придется заплатить не только сам налог, но и штрафы, и пени, что действительно невыгодно.
Считаю, что сегодня для успеха в бизнесе важно иметь сильную команду и работать честно.
— В этом году ФНС начала активно проверять популярных блогеров. Возбуждены несколько крупных дел о неуплате налогов. К вам уже обращались местные блогеры за консультациями и помощью?
— Да, обращались. Мы консультируем блогеров и очень продуктивно с ними работаем. Не только с местными, но и с блогерами-миллионниками. Помогаем им выстраивать правильную бизнес-модель, потому что они, как и все собственники, заточены на другое и не всегда понимают, что действительно нужно сделать в конкретной ситуации по вопросам уплаты налогов и ведения бухгалтерии.
— При компании «Консалтинг ЮК» вы создали партнерское сообщество для неформального общения Business people club. По вашему мнению, что дает предпринимателю такой контакт с коллегами из бизнес-окружения, как подобное взаимодействие может способствовать развитию бизнеса?
— Мы создали клуб для помощи предпринимателям в решении актуальных вопросов, сейчас в нем более 300 собственников бизнеса. Наша компания в рамках клуба задает тематические направления мероприятий, а собственники делятся своим опытом. Это некоммерческая история, у нас не нужно платить взносы. По отзывам резидентов клуба, такое общение позволяет им узнать что-то новое, взглянуть на проблемы с другой стороны, отвлечься от текущих проблем, общаясь с единомышленниками.
— Как предприниматели могут попасть в этот клуб?
— Это закрытый клуб, попасть в него можно по рекомендации кого-то из резидентов или по знакомству со мной. В клубе создана семейная атмосфера, атмосфера доверия. Для меня важно и ценно доверие со стороны клиентов.
— В апреле 2023 года компания «Консалтинг ЮК» провела налоговый форум, который собрал предпринимателей, представителей власти и общественности. Как пришла идея такого мероприятия, какие отклики вы получили и планируете ли продолжить организацию налоговых форумов?
— Все мои проекты — про созидание и помощь. Поэтому мы решили провести такое мероприятие, где собственники бизнеса могут напрямую задать актуальные вопросы руководителям ФНС и получить ответ.
Моя компания выступила организатором всего процесса, отдельная благодарность Управлению Федеральной налоговой службы по Ростовской области, что поддержали нас. Форум собрал около 700 предпринимателей из разных регионов, в том числе 320 присутствовали очно в зале. Вопросов было достаточно много, было бурное обсуждение и большое количество положительных отзывов и откликов по итогу.
Следующее такое мероприятие мы планируем провести в октябре этого года, а в дальнейшем хотим сделать форум ежегодным, поскольку видим значительный интерес со стороны предпринимателей к этой теме. Это, в том числе, мой вклад в развитие предпринимательства в регионе. Как мама троих детей я всегда думаю, что мы оставим в наследие следующим поколениям.
— Наш традиционный вопрос для женщин из бизнеса: как вы успеваете совмещать развитие своего дела, общественную деятельность и семейную жизнь?
— Отвечу честно. В сутках у всех 24 часа, и каждую минуту мы выбираем то, что для нас сейчас в приоритете. Выбираем, как правило, что-то одно. Совмещать несколько дел и быть при этом одинаково эффективным невозможно. Поэтому, если я работаю, то я целиком погружаюсь в этот процесс. Если я общаюсь с клиентом, то полноценно вникаю в его проблемы. Если я нахожусь с детьми, то я провожу это время качественно. Когда я с семьей, то все свое внимание уделяю только семье.
В то же время мне также важно выполнять все обязательства перед клиентами. В этой части помогает делегирование. Делегирование эффективно работает, когда вы собрали команду профессионалов и единомышленников, которые понимают, как сделать качественно и к какому результату мы должны прийти в конкретные сроки. И это касается не только работы, но и других сфер жизни, поэтому имеет большое значение, какими людьми мы себя окружаем.
Реклама, https://consult161.ru/