#7 Журнал РБК+Юг, 2 октября 2023
Рыночный расклад , Ростов-на-Дону ,  
0 

Все по плану: как мастер-планирование изменит облик городов Юга России

Фото: пресс-служба администрации города Таганрога
Фото: пресс-служба администрации города Таганрога
Проблемами городов Юга являются износ коммунальной инфраструктуры, несовершенство транспортной системы, низкое качество городской среды. Эксперты рассказали, поможет ли разработка мастер-планов преодолеть эти трудности

Разработка мастер-планов ведется для трех агломераций Юга России — Владикавказа, Махачкалы, Кавказских Минеральных Вод. Ранее такие документы были созданы для Дербента и Таганрога. Общими проблемами для всех территорий является износ коммунальной и инженерной инфраструктуры, несовершенство транспортной системы, низкое качество городской среды, включая отсутствие визуальных стандартов. Об особенностях мастер-планирования для городов Юга и Северного Кавказа, а также о роли мастер-планов в их развитии рассказали эксперты.

Мастер-план города — это верхнеуровневый инструмент стратегического планирования, который отвечает за комплексное развитие территории. В отличие от генерального плана города, данный документ фокусируется на ограниченном количестве приоритетов, учитывает все сферы городской жизни, подразумевает диалог со стейкхолдерами городского развития, ориентируется на преобразование в отдаленной перспективе (от 15 лет).

По словам главного архитектора Института Генплана Москвы Григория Мустафина, мастер-планирование набрало большую популярность в России, потому что имеет для руководства городов ряд преимуществ: такие документы быстро разрабатываются с любым содержанием, имеют свободную процедуру принятия и утверждения, не сковывают инициативы инвесторов и имеют основание для финансирования каких-либо проектов.

В чем изюминка

Эксперты отмечают, что важной особенностью городов Южного федерального округа является активный рост населения, что определяет направление мастер-планирования.

«Важной особенностью южных территорий является активный рост населения, поэтому необходим баланс между экстенсивным развитием, давлением на инфраструктуру и экономической целесообразностью, а также важно учитывать сохранение природных ландшафтов», — пояснил директор по развитию городской среды ДОМ.РФ Антон Финогенов.

Фото: пресс-служба администрации города Таганрога
Фото: пресс-служба администрации города Таганрога

Городской планировщик, эксперт по территориальному планированию Союза архитекторов России Александр Антонов считает, что такая особенность региона является преимуществом при создании мастер-плана.

«Юг России — один из небольшого набора растущих российских регионов. А в растущих регионах планировать проще — мы 300 лет планируем рост и знаем, как это делать. Сложнее рисовать позитивное будущее в городах, откуда люди уезжают, а рождаемость в два-три раза ниже смертности», — сказал Александр Антонов.

При этом для большинства городов Северного Кавказа проблема активного роста населения не характерна. Среди преимуществ данных регионов эксперты назвали логистический потенциал.

«Часть Кавказа, особенно Дербент, Дагестан, Ставропольский край, отличается тем, что там проходит много развилок, международных путей коридора «Север — Юг». Некоторые из этих путей оказывают существенное влияние на потенциал развития городов (предпосылки, связанные с логистикой, с экономикой)», — отметил Григорий Мустафин.

Кроме того, общей для округов особенностью он отметил климатические условия. «В нашей стране достаточно большой спектр климатических зон, и погода в жарких регионах влияет и на организацию городского пространства, и на формирование особого комфорта, и на благоустройство, и даже на водоснабжение», — сказал эксперт.

Первый пошел

Городом в Северо-Кавказском федеральном округе, для которого был разработан первый мастер-план, стал Дербент. В противовес южным территориям, где фиксируют активный рост населения, для Дербента была создана концепция так называемого «компактного города».

«Документ разработан до 2040 года. Он планирует развитие всей территории, но предлагает концепцию «компактного города». То есть это не экстенсивное развитие окраин, а развитие районов, которые уже имеют либо инфраструктуру, либо предпосылки развития там инфраструктуры. Задача не застраивать окраины, а постараться комплексно развивать участки города, на окраинах предлагать проекты не такого сильного антропогенного воздействия», — рассказал РБК Кавказ главный архитектор города Дербента Иса Магомедов.

В Южном федеральном округе первопроходцем стал Таганрог. По словам директора Агентства территориального развития Алексея Санина, благодаря мастер-плану город получил полноценную стратегию пространственного развития до 2035 года. Он отметил, что документ включает три ключевые цели — повышение качества городских общественных пространств и визуального облика города, развитие альтернативных транспортных связей и инфраструктуры, а также эффективное использование городской территории.

«Чтобы из города не уезжала молодежь и высококвалифицированные специалисты, он должен отвечать современным запросам: иметь возможности интересного досуга, включая развитость рынка общепита и интертеймента, актуальные направления работы и достаток рабочих мест в них, качественное жилье, комфортную городскую среду и т.д.», — сказал Санин.

Фото: пресс-служба администрации города Таганрога
Фото: пресс-служба администрации города Таганрога

В рамках развития транспорта в Таганроге намерены работать по четырем направлениям: городские трамваи, водное сообщение, инфраструктура для микромобильности и точечные изменения транспортной системы. Кроме того, мастер-планом определены 18 площадок под перспективное преобразование с использованием механизма комплексного развития территорий, касающегося не только жилой застройки, но и социальных объектов, туристических территорий.

По данным вице-спикера Совфеда Андрея Яцкина, сейчас в Таганроге реализуется множество ключевых инфраструктурных проектов.

«Одним из них является модернизация и строительство трамвайной инфраструктуры, создаваемой по концессии. Сейчас активно занимаемся вопросом завершения реконструкции трамвайного депо и организации его работы», — сказал Яцкин.

Он также отметил, что на стадии завершения находится строительство плавучего причала в Таганроге. Его строил «Росморречфлот», «Росморпорт» и компания АО «Водоходъ», которая запускает круизные лайнеры. Первый запуск произошел в начале июля, еще два планируется в текущем году. Это послужит началом возобновления морских и речных перевозок в регионе.

Без чего невозможна реализация мастер-плана

«Сначала надо тщательно разобраться с местными проблемами. А они во всех городах совершенно разные. Здесь не подходит копирование так называемых «лучших практик», — уточнил городской планировщик, эксперт по территориальному планированию Союза архитекторов России Александр Антонов.

По его мнению, для воплощения мастер-плана необходимо выполнение двух условий.

«Первое: положения и принципы документа должны быть реализованы в нормативно-правовых актах. И это не только генеральный план, но и многочисленные муниципальные, региональные и государственные программы, правила благоустройства, стратегии и т.д. Второе: еще до разработки мастер-плана должен появиться «носитель» или «хранитель» стратегического видения — структура, которая возьмет на себя все вопросы постепенной и последовательной реализации документа», — сказал Александр Антонов.

Андрей Яцкин, вице-спикер Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Фото: пресс-служба Совета Федерации Федерального Собрания РФ
Фото: пресс-служба Совета Федерации Федерального Собрания РФ

«На сегодняшний день в Таганроге реализуется множество ключевых инфраструктурных проектов. Одним из них является модернизация и строительство трамвайной инфраструктуры, создаваемой по концессии. Сейчас активно занимаемся вопросом завершения реконструкции трамвайного депо и организации его работы.

На стадии завершения находится строительство плавучего причала в Таганроге. Его строил «Росморречфлот», «Росморпорт» и компания АО «Водоходъ», которая запускает круизные лайнеры. Первый запуск произошел в начале июля, еще два планируется в текущем году. Это послужит началом возобновления морских и речных перевозок в регионе.

Еще один крупный проект, реализуемый в Таганроге, — реконструкция Пушкинской набережной, в рамках которой планируется перенести ГИМС МЧС, размещающийся между набережной и портом».

Информационный обзор редакции


 
Рыночный расклад Строительный голод: как Юг и Кавказ пытается преодолеть дефицит кадров
Материалы выпуска
Рыночный расклад «ОнегинДача»: очарование русской классики в гастрономической подаче
Рыночный расклад Все по плану: как мастер-планирование изменит облик городов Юга России
Рыночный расклад Строительный голод: как Юг и Кавказ пытается преодолеть дефицит кадров
Тенденции Туризм станет драйвером для развития строительства на Кавказе
Практика Как развивается оздоровительный туризм на Юге России и Северном Кавказе
Рыночный расклад «Новый Армавир»: как концепция развития изменит экономику города
Компетенция Гузелия Имаева: Женщины-бизнесмены на Юге России чаще мужчин идут в цифру
Практика Искусство, которое лечит «раны» городов
Компетенция Ирина Аксененко: Косметология на Юге нуждается в квалифицированных кадрах
От первого лица ВЭБ.РФ: Кубань стала лидером по активности граждан в улучшении городов
Практика Ткань Юга: как исчезают объекты культнаследия и почему их дорого спасать
Компетенция «Осколки» памяти: как на Юге России сохраняют шедевры советской мозаики
Практика Эксперты рассказали, какие факторы повлияли на архитектуру столиц Юга
Новости партнеров ЖК «Кислород» — это бесконечное море, горы и воздух
Инновации Ростов — город стильных: спецпроект РБК Юг
Содержание
Закрыть