Решения , Ростов-на-Дону ,  
0 

Как девелоперы Сочи приняли эстафету Олимпийского строительства

Как девелоперы Сочи приняли эстафету Олимпийского строительства
Руководитель ГК «ДЕСО» Анна Невзорова — о направлениях перспективного градостроительства Сочи в постолимпиадный период, формировании облика курорта и создании дружелюбной к пешеходам городской среды

Олимпиада, которая прошла в Сочи в 2014 году, дала новую жизнь черноморскому курорту. Город и прилегающие районы получили уникальную инфраструктуру, которая заложила дальнейший вектор развития города. Эстафету масштабных преобразований подхватили девелоперы Сочи. Генеральный директор группы компаний «ДЕСО» Анна Невзорова рассказала о направлениях перспективного градостроительства, курортном облике Сочи и создании качественной и доброжелательной городской среды города.

— Олимпиада в 2014 году стала драйвером развития Сочи. Здесь появилось много проектов, которые сегодня по-прежнему действуют. Если говорить о постолимпиадном времени, то какие наиболее яркие проекты были созданы в Сочи? Какие направления строительства стимулировала Олимпиада?

— Олимпиаду в Сочи можно сравнить с эффектом Большого взрыва, когда одно мощное событие дает импульс для созидания множеству проектов. Толчок к развитию получили все курортные города, но больше всего, конечно, Сочи. Здесь была построена инфраструктура беспрецедентного масштаба. Общую протяженность внутримуниципальных дорог, которые были построены к играм, можно сравнить с расстоянием от Сочи до Ростова-на-Дону. Так была сформирована вся олимпийская база для эффективной логистики во время Олимпиады.

Олимпийский проект стал драйвером развития всех отраслей экономики города и позволил обновить все сферы жизнеобеспечения Сочи — энергетику, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную отрасль, транспортную и инженерную инфраструктуру. Небывалый импульс развития получила и главная для города — санаторно-курортная сфера.

Колоссально вырос поток туристов в наш город. В 2024 году Сочи ждет 8 миллионов туристов, которые посетят наш город. Это вдвое больше, чем в период до Олимпиады. Аэропорт Сочи сегодня обслуживает в 10 раз больше пассажиров, чем в доолипиадное время. Сегодня мы имеем дело с новыми обстоятельствами, но олимпиада, безусловно, задала качественный и энергичный темп и показала, какие преобразования требует город. Можно констатировать, что развиваются абсолютно все сферы экономики.

— На ваш взгляд, город по-прежнему ассоциируется только с олимпиадными вложениями? Участники сегодняшнего рынка Сочи смогли перенять повестку строительства глобальной инфраструктуры? Кто сегодня является главным бенефициаром развития города-курорта?

— Сегодня мы видим продолжающуюся тенденцию развития, которую задала олимпийская стройка. Реализуется множество глобальных проектов, которые были запущены уже после олимпиады. Если посмотреть на федеральную территорию Сириус, на месте которой к 2014 году было создано большинство объектов Олимпиады, то уже после игр здесь был построен зал Академии художественной гимнастики «Небесная грация». Этот спортивный комплекс сразу по нескольким показателям не имеет аналогов в мире. На его масштабное строительство ушло около шести лет.
Здесь появился спортивный комплекс для занятий единоборствами. Зал подобного уровня есть только в Японии и Германии. В этом году в районе Новая Мацеста заложили камень в основание строительства нового круглогодичного ледового комплекса.

Уже в этом году начнется масштабная реконструкция набережной Сочи. Реконструкция позволит сделать прогулочную территорию в центре города-курорта комфортнее, а также решит вопрос защиты пляжей от размытия. Сочи развивается. Жителям и гостям курорта нужно где-то отдыхать, получать культурное, гастрономическое и просто душевное удовольствие.

— Рост турпотока стал как положительную роль в развитии города, так стал негативным фактором. Сегодня дорожная инфраструктура испытывают колоссальную нагрузку из-за повышенного трафика. Как вы считаете, как должна решаться эта проблема?

— Новые решения нужны всегда. Сочи ограничен природными факторами: с одной стороны — море, с другой стороны — горы. Сочи в этом смысле некуда расти. Для курортного города дороги в 3-4-5 ярусов не станут выходом. На мой взгляд, Сочи должен становиться городом для пешеходов, которые составляют основную часть населения Сочи, особенно в летний сезон.

За количеством автомобилей мы никогда не успеем, здесь нужны какие-то иные решения. И город понемногу в этом векторе двигается. Эти вопросы также поднимают и госкомпания «Автодор», и Законодательное собрание Кубани, и другие заинтересованные участники. Городские власти тоже пытается решать эти вопросы. Сегодня строят дорогу из Джубги в Сочи, задача которой снять часть нагрузки с основной транспортной артерии Сои, особенно в той части, которая касается участка Кудепста-Адлер в направлении аэропорта.

— Если говорить о проектах для пешеходов, то каким вы видите Сочи через несколько лет? Будет ли еще более развит пеший туризм, который был совершенно обделен в период Олимпиады? Какие еще проекты можно назвать перспективными в Сочи?

— Первый пеший проект, который мы запустили в Сочи — это набережная «Ривьера». В октябре 2022 года команда ГК «ДЕСО» приступила к реализации третьего этапа этого культового места в Сочи. В советское время пляж «Ривьера» был одним из самых популярных в Сочи, но со временем пришел в упадок из-за отсутствия комфортных пешеходных зон. Компания переосмыслила это пространство. Здесь мы обустроили ключевые площадки парка, построили закатный амфитеатр, создали спортплощадки и обновили пляжную инфраструктуру. Мы расширили набережную и добавили территорию, по которой люди могут гулять.

Строительство гостиничного комплекса на набережной Ривьера
Строительство гостиничного комплекса на набережной Ривьера

Когда-то из парка был очень неудобный переход через мост, подъем на который для детей, велосипедистов, мам с колясками или инвалидов был практически невозможен. И людям приходилось добираться до центральной набережной через тротуар около автомобильной дороги. Мы предложили проект нового пешеходного моста. В 2024 году мы планируем закончить его строительство.

Еще один проект — это реконструкция центральной морской набережной «Маяк». Еще в 2022 мы запустили пилотный проект — реконструкция пляжа «Маяк», показали каким может быть набережная — широкой и свободной от преград. Сейчас начали создание новых гидротехнических сооружений, которые позволят увеличить еще пляжную полосу и сохранить пляжи — это продолжение этой набережной на 1,3 км до парка Фрунзе. Это будет абсолютно новое и безопасное пространство.

Недавно завершено благоустройство сквера «Стерео. Это историческое место пришло в запустение и использовалось горожанами для транзита, территория ничем не привлекала. Задача стояла сохранить историческую ценность сквера, но при этом — гармонично вписать обновленное пространство в архитектурный облик города. В планах города, которые уже реализуются — благоустроить, с учетом современных требований и потребностей пространство вплоть до Художественного музея. И это также новая пещеходная связь. 

7 февраля, в день 10 летнего юбилея Олимпиады ГК «ДЕСО» совместно с администрацией Сочи реализовала проект, который не смогли осуществить в ходе подготовки к Играм — это пешеходный маршрут из Красной Поляны в Эсто-Садок. Этот проект давно назрел — сейчас это 3.5 километра превосходной безопасной и удобной дороги и возможности пройтись пешком или на велосипеде от поселка Красная Поляна, где в основном и живут полянцы, где множество отелей до туристического Эсто-Садка — с современным освещением, зонами отдыха, комфортными скамейками и, конечно, живописными видами на горы. Наша компания в кратчайший срок — с июля 2023 года до начала февраля 24 — сумела воплотить в жизнь простую, но необычайно важную идею — объединить все курорты горного кластера Сочи в единый пешеходный маршрут. И это лишь первый этап проекта. Второй — затронет и железнодорожные станции Красной Поляны.

Сквер у Городского собрания Сочи
Сквер у Городского собрания Сочи

В настоящий момент ГК «ДЕСО» реализует проекты благоустройства в Сочи, которые в корне изменят восприятие города его жителями и гостями. Проекты, которые появились в городе за последние несколько лет, не строились в Сочи десятилетиями.

— Все мы наблюдали, как в ходе подготовки к Олимпиаде развивался горный кластер Сочи, в то же время олимпийская стройка мало затронула центральный Сочи. Оцените тот потенциал, который в Сочи его центральной части еще не реализован. Какие проекты, на ваш взгляд, сегодня нужны центру города?

— Сегодня Сочи достиг уровня курорта мирового класса. Олимпиада способствовала появлению отелей принципиального иного качества обслуживания. И они есть не только в горном кластере Сочи. Вся территория муниципального образования исторически владеет богатой санаторно-курортной базой. Еще со времен советского времени было построено очень много хороших санаториев и пансионатов. Сегодня часть из них требует реконструкции, некоторые уходят на капитальный ремонт, другие — находятся в очереди на эти действия.

Например, один из объектов, который сегодня строит группа компаний «ДЕСО», — это пятизвездочный отель Lotte Hotel Sochi. Объект будет построен в районе набережной «Ривьера» к 2025 году. Примечательно, что он будет находиться на месте первой гостиницы «Кавказская Ривьера», построенной еще в начале ХХ века. Она была заброшена, а теперь на ее месте будет построен новый отель. Вся территория, которая была предусмотрена для развития гостиничной сферы, сегодня развивается очень активно.

— Насколько опыт Олимпиады можно назвать удачным в сфере развития жилого строительства и как сегодня перестраивается эта отрасль? Чего не хватает не только туристам, но обычным жителям Сочи?

— Не скажу, что случилось что-то плохое. Конечно, Сочи в последние годы принял на себя мощный инвестиционно-строительный удар. Недобросовестные застройщики пытались действовать вне правового поля и оставили после себя обманутых дольщиков.

В то же время это стимулировало развитие законодательства в строительной сфере. Если посмотреть на № 214-ФЗ, то за то время, которое работает наша компания, он трансформировался четырежды. Сначала девелопер мог привлекать средства дольщиков напрямую, потом он у банка запрашивал деньги, теперь есть счет эскроу, когда все деньги хранятся только у банка, а застройщик строит за счет кредитных средств.

За 10 лет после Олимпиады появлялись объекты, которые, на мой взгляд, только улучшили инфраструктуру нашего города. Жителям Сочи, как и жителям мегаполисов, также хотели жить в красивых домах, водить детей в новые детские сады и школы, поликлиники. Город рос так, как он должен был расти.

Конечно, сегодня Черноморский курорт должен развиваться многогранно и здесь должна создаваться качественная современная городская среда, в которой комфортно и безопасно будет не только жить, но и гулять, отдыхать, наслаждаться жизнью.
 

Содержание
Закрыть