#9 Журнал РБК+Юг, 29 января
От первого лица , Ростов-на-Дону ,  
0 

Андрей Федяев: «На первом месте всегда безопасность экипажа»

Фото: Пресс-служба Центра подготовки космонавтов
Фото: Пресс-служба Центра подготовки космонавтов
Космонавт рассказал о том, есть ли в космосе психологическая помощь и выходные

С начала истории космонавтики перед специалистами встал вопрос: как человек будет выдерживать пребывание в замкнутом пространстве? Со временем длительность полетов увеличилась, появились экипажи из нескольких человек, и стало необходимо помогать людям работать в условиях длительной изоляции и подбирать их. Космонавт-испытатель отряда «Роскосмоса» Андрей Федяев рассказал, как справляется экипаж космического корабля со стрессом и по каким критериям отбирают в космонавты.

— Чтобы стать космонавтом, претенденту необходимо пройти подготовку, которая состоит из многих этапов и занимает не один год, критерии отбора очень жесткие. Важна ли способность работать в команде? Насколько велика роль психологических факторов?

— Отбор космонавтов проходит довольно жестко, и уже на этапе отбора психологи, инструкторы, сами космонавты стараются отобрать того человека, который способен работать в команде. Эта способность очень важна. В процессе космического полета нужно взаимодействовать с членами экипажа и понимать, как нужно общаться со своими коллегами.

— Какие управленческие техники используются при обучении космонавтов? Как формируется команда? Какими инструментами космонавтов обучают эффективным коммуникациям и управлению в стрессовых условиях?

— Как я уже сказал, отбор претендентов в команду проходит уже с учетом условий, что человек способен работать в команде. Поэтому уже после отбора, когда кандидаты в космонавты начинают свою подготовку на этапе общекосмической подготовки, тогда идет еще одна часть отбора. Тут уже более внимательно смотрят на людей, кто пришел в отряд, кто уже на должности кандидата в космонавты. В целом все то, что вы перечислили, проходит в процессе тренировок. Это морские и водные выживания, выживания в различных условиях, в различных типах местностях: пустынной, зимней, лесной. Группу ребят делят на различные экипажи и смотрят, как они способны действовать в процессе этих тренировок.

— Насколько большую роль играет в подготовке космонавтов психологические тренинги? На что делается упор? Какие качества воспитываются в первую очередь?

— Как правило, к моменту отбора приходят уже полностью сформировавшиеся личности. Если в человеке нет качеств, которые необходимы космонавту, то нужно понимать, что их очень сложно воспитать или заново построить. Если к 30 годам человек не знает, как культурно вести себя в обществе, то это очень сложно в нем воспитать, что-то новое вложить. Так что все происходит на этапе отбора, в процессе привносятся лишь какие-то штрихи подготовки. Но эти штрихи лишь приукрашивают в человеке то, что уже в нем есть, не более того.

— Какие техники позволяют повысить стрессоустойчивость? Какие из них могут оказаться полезны в повседневной жизни для руководителей и владельцев бизнеса, которые также должны в сложных ситуациях быстро принимать непростые решения. Как наработать этот навык?

— Сложно сказать. Если говорить обо мне, то я настолько был загружен тренировками на этапе подготовки экипажа, то мне просто некогда было думать о чем-либо еще. Передо мной, как и всеми членами экипажа, стояла задача. Это задача общая, и каждый космонавт понимает, что мы все находимся на одном объекте, что безопасность стоит на первом месте. И если возникают какие-то личные, конфликтные ситуации, то на первом месте всегда безопасность экипажа. Космонавт всегда ориентируется на это. Возвращаясь к началу, отмечу, что это все еще происходит во время отбора.

— В сложные времена особую важность приобретает такая характеристика, как жизнестойкость. Как космонавтов учат настраиваться на позитив?

— У нас проводятся занятия с психологами, нам говорят, как себя вести. Но чаще всего делается упор на то, как общаться с другими людьми, о чем говорить. Я бы назвал это обучению коммуникабельности. Что же касается жизнестойкости, то тут каждый человек должен найти для себя что-то хорошее в той или иной ситуации. Это касается вообще всех людей. Так или иначе в процессе полета у нас есть и психологическая поддержка, где с нами общаются, делают оценку нашей усталости — устали или не устали мы от работы. Если психологи делают такой вывод, что экипаж устал, то могут даже дать выходной, чтобы все отдохнули.

Эти и другие материалы читайте в следующем номере журнала РБК+Юг

Рыночный расклад Скрытый потенциал: как развивается логистика на Юге
Материалы выпуска
Инструменты Юг в иллюминаторе: главные научные тренды ЮФО и СКФО 2023г.
Инструменты Звездный час: как здравницы ЮФО и СКФО реализуют потенциал в реабилитации
От первого лица «Строительство остается одной из ключевых сфер экономики Кубани»
Рыночный расклад Время местных брендов: как на Юге развиваются локальные торговые марки
От первого лица Руслан Воруков: рынок жилья на Юге ждет рост
Рыночный расклад Вкус больших перемен: сеть «Кекс» расширяет географию присутствия
От первого лица Алексей Солодов: Экспортеры Юга нуждаются в новых транспортных коридорах
От первого лица Петушенко: создание дороги от М-4 «Дон» до Сочи – приоритетный проект Юга
От первого лица Андрей Федяев: «На первом месте всегда безопасность экипажа»
Рыночный расклад Скрытый потенциал: как развивается логистика на Юге
Инструменты Фоторепортаж: от космоса — к регионам Юга и Северного Кавказа
От первого лица «Поступающие обращения становятся основой для федеральных законопроектов»
От первого лица Лариса Тутова: на Дону школы и детсады строятся в соответствии с графиком
От первого лица Песенников: «Объем кредитования АПК на Юге РФ и СКФО вырос в 2023г.»
Практика «Русская Ривьера» и «Рост-Амстердам»: как изменились бренды Юга за век
Содержание
Закрыть