Успех в учебе во многом зависит от мотивации ребенка. О том, какие факторы важны для ее формирования и как правильно пробудить у детей интерес к образовательному процессу, рассказали руководители начальной школы «Счастливое детство» Ольга Шадрина и Любовь Солопова, а также руководитель службы психологической помощи Юлия Толкачева.
Начальная школа ― это фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. На этом этапе для детей важно развить самостоятельность, сохранить познавательную активность, поддержать эмоциональное благополучие и здоровье, а также сформировать устойчивую учебную мотивацию.
На формирование учебной мотивации влияет то, как ребенок с первого класса погрузился в учебный процесс, насколько это было ему интересно. Порой неприятие школы формируется еще до начала обучения, если ребенок услышал негативные отзывы от старших братьев или сестер.
Из чего состоит мотивация
Для возникновения и сохранения мотивации в любом возрасте важны четыре фактора. Во-первых, ребенок должен находиться в безопасной и комфортной среде. Во-вторых, важно понимание целей работы и самостоятельная организация процессов. В-третьих, учащемуся важно чувствовать достижимость успеха. В-четвертых, он должен ощущать поддержку. А для развития мотивации у ребенка важно позволять ему чувствовать ответственность за собственную учебу.
Родители могут поддержать желание ребенка учиться поощрениями. Необходимо эмоционально хвалить, благодарить за достижения, также возможны вознаграждения в виде подарков и стендов успеха. От наказаний в привычном понимании лучше воздержаться, вместо этого вводя определенные правила для всей семьи и озвучивая их ребенку.
Педагогическая сторона медали
Методики, используемые в преподавании, должны вызывать у детей интерес к предмету. Нестандартные уроки, имеющие нетрадиционную структуру, содержание и форму, помогают импровизировать учебные занятия, чем вызывают огромный интерес учащихся.
Хорошо мотивируют учеников занятия с применением технологии «эдьютеймента» — это технология обучения через развлечение, элементы игры, включающие в себя интерес, внимание и мышление. Создается атмосфера игры, где участники имеют возможность самостоятельно оценить компетенции друг друга, могут проявить свои лучшие качества, что позволяет каждому почувствовать себя успешным. А коллектив в результате таких занятий становится более сплоченным.
Стоит обратить внимание, что потеря мотивации к учебе не происходит одномоментно. Чаще всего это долгий и незаметный с первого взгляда процесс. При потере у детей мотивации к учебе всегда важно найти конкретную причину и работать именно с ней. Сделать это получится при помощи врачей и тщательного наблюдения.
Мотивация ― двигатель успеха
Ольга Шадрина, директор начальной школы «Счастливое детство»:
У младших школьников учебная мотивация обычно концентрируется в получении знаний посредством обучения, а не в процессе учебной деятельности. Воля к преодолению трудностей в учебной деятельности иногда не формируется к окончанию начальной школы. Все эти характеристики указывают на поверхностное, а в ряде случаев и недостаточное проявление интереса к учебной деятельности. Для младших классов особенно важно различать интеллектуальный интерес и интерес к какой-либо деятельности, любому занятию.
Немаловажным является и психоэмоциональное состояние педагога. Профессиональный педагог при любых внутренних переживаниях и стрессе в класс входит со спокойным лицом, уравновешенный, улыбается. Но доказано экспериментальным способом, что дети усваивают учебный материал наиболее хорошо и эффективно, если учитель пришел в хорошем настроении, и наоборот, если педагог в плохом настроении, то как бы он ни проявлял самообладание и ни скрывал свое внутреннее состояние, материал усваивается плохо или совсем не усваивается. Данный факт мало изучен и представляет собой интерес для исследователей».
Главный фактор ― психологическая готовность
Любовь Солопова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе начальной школы «Счастливое детство»:
Можно выделить условия, которые способствуют развитию познавательного интереса у учащихся: чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся; обучение должно быть трудным, но посильным — разноуровневые задания. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать, чем младше ребенок, тем в более образной форме должен подаваться материал. В обучении должны создаваться возможности для творчества, на уроке создаваться ситуации успеха для учащихся.
Существует множество методик обучения детей. Сейчас часто используют проектную деятельность, когда ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний. Важно, чтобы у детей был интерес к уроку, и его можно по-разному развивать. Проведите урок по сказкам ― так, чтобы дети стали героями произведения, пусть на них будет хоть один выделяющийся атрибут героя, играйте с ними».
Необходимое сопровождение
Юлия Толкачева, руководитель службы психологической помощи:
Для развития мотивации у ребенка важно позволять ему чувствовать ответственность за собственную учебу. Я советую не делать уроки с ребенком, а именно контролировать его. Проверять домашние задания, сбор рюкзака, подготовку к школе вечером. Да, это родители должны прививать. Но все остальное: ходить в школу, разбираться в каких-то моментах — это ребенок должен делать сам. Наказания не совсем уместны. Я бы вводила санкции, если что-то пошло не так. И при этом заранее их озвучивала, чтобы ребенок знал, к чему готовиться. Я советую многим родителям писать правила для всей семьи и санкции для всей семьи. Перед тем как наказывать ребенка, надо его информировать о том, что его ждет в том или ином случае. И в правилах прописать поощрения, интересные ребенку».