— Какие тренды и новые направления, сложившиеся в этом году, можно отметить в банковской рознице?
— Потрясения рынка были и раньше. Например, в пандемийное время, в 2019 — начале 2020 года. Банки уже в то время пересмотрели свои подходы к ведению бизнеса, отношениям с клиентами. Тренд на дистанционное обслуживание клиентов был заложен еще тогда. Сейчас его остается только развивать.
Говоря о продуктах, мы, безусловно, будем идти в акции по кредитованию, очень серьезно работать с льготными ставками по ипотеке. Немаловажно развитие и валютообменных операций, особенно в паре юань/рубль, юань/доллар. Мы хотим, чтобы наши клиенты видели в нас надежного партнера. А тренды, которые сегодня существуют, были более безопасные, доступные, простые для клиентов.
Одно из немаловажных изменений у нас — это запуск собственного электронного кошелька, который называется Gazprom Pay. Это абсолютно безопасная платежная система, где клиенты могут, подключившись один раз, периодически добавлять через нее свои платежи и оплачивать в интернете товары и услуги.
— Вы уже упомянули ипотеку. Газпромбанк в этом году несколько раз менял условия для тех, кто хочет взять ипотечный кредит. С чем были связаны эти изменения?
— Все банки зависят от ключевой ставки Центробанка. Когда она играет в плюс или минус, мы подстраиваемся и выпускаем продукты со своей маржинальностью, чтобы поймать эту волну рынка. Благодаря изменениям ключевой ставки финансовые организации начали понимать, что им нужны другие продукты, в частности для конкретных отраслей. Мы одними из первых запустили и начали предлагать клиентам льготную ипотеку для IT-специалистов.
Краснодарский край — один из тех регионов, который, по нашему мнению, быстрее других восстановится после падения первого квартала этого года. Мы видим это по маю и июню 2022 года, когда сначала была некоторая просадка, а сейчас — тренд на увеличение активности клиентов, рост спроса и выдач ипотеки. На этом рынке мы себя чувствуем уверенно и видим, что потребность клиентов растет. Мы ее готовы удовлетворять.
— Вырос ли спрос на ипотечное кредитование?
— Последние три года мы живем в условиях серьезных мировых потрясений. Если говорить о Краснодарском крае, нужно вернуться к тому, что лежит в основе, одной потребности клиентов мало. Важно, сколько в регионе строится жилья. Кроме того, спрос и предложение всегда должны балансировать.
— В конце июля Центробанк снизил ключевую ставку на 1,5 процентных пункта. Какие изменения это запустило в целом, как это повлияло на вашу работу? В первую очередь по кредитам?
— Мы не останавливали кредитование даже в самое сложное время. В первом квартале 2022 года была стагнация. Ключевая ставка под 20%, а потребительские кредиты выдавались под 24–29%. Были смельчаки, которые брали эти кредиты. Но рынок постепенно восстанавливается. Показатели за май-июнь 2022 года вышли на уровень декабря 2021 года.
Если говорить про тренды и изменения, то в последнее время мы работаем над цифровизацией процессов. В частности, это выдача потребкредитов без посещения банка.
— Изменились ли условия по накопительным счетам с 1 августа? Процентная ставка закреплена не бессрочно. Каковы ваши прогнозы — стоит ли начинать?
— Если говорить про портфель пассивов, то с начала года наш портфель растет немного быстрее рынка. За второй квартал мы приросли на 4 млрд рублей в депозитах. Банк как раз поймал тот момент, когда ставка по кредитам была привязана к ключевой. Соответственно, ставка по депозитам работает так же.
Клиенту необходимо в это непростое время понимать, куда вложить свои деньги — например, в надежность банка и интересные ставки. Поэтому основной приток был как раз по краткосрочным пассивам.
Мы стараемся охватить все группы клиентского профиля на рынке и для каждого придумать предложение с интересными условиями.
— Как менялась работа с корпоративными клиентами? Могут ли они сейчас открывать валютные счета, с какими сложностями сталкивались?
— Это уже избитая фраза, что на рынке логистические пути меняются с Запада на Восток. Мы тоже видим это у наших клиентов. Цепочки поставок трансформируются, меняются платежные институты, документарные операции и даже документы. Иностранные банки и иностранные контрагенты, например, ужесточили комплаенс-менеджмент. Мы предупреждаем своих клиентов заранее: если с этой стороны есть контракт, то будьте готовы предоставить банку дополнительный набор документов.
На сегодняшний день открываем клиентам счета в турецкой валюте, в китайской. Фокус работы наших клиентов смещается к Востоку, поэтому мы и дальше будем развивать отношения с дружескими странами и работу с их валютами, это лира, рупии — мы идем туда.
Безусловно, наши клиенты испытывали некоторые трудности, но сейчас это условия, общие для всего рынка. В данной конструкции наша задача — найти решение для клиента, чтобы он минимизировал свои риски по деньгам, по срокам поставки. Мы для этого, в общем-то, и существуем.
— Возможность есть, а условия? Что с ними?
— Нет, наоборот. Мы не меняли тарифы — открытие счета стоит 2 тыс. рублей. После ухода Mastercard и Visa доля китайской платежной системы была минимальна. Мы очень быстро сориентировались и поняли, что нашим клиентам нужно предложить альтернативу. В кратчайший срок разработали карту Union Pay. Это была цифровая карта, бесплатная для наших клиентов. Ее разработали и внедрили в моменте, в течение нескольких дней. Для сравнения: далеко не все банки продают такие карты.
Что касается физических карт Union Pay, то мы тоже закупили достаточное количество болванок — пластика, и на сегодняшний день можем предложить клиентам открыть такую карту в рублях, в долларах, в евро, в ближайшее время она будет доступна и в юанях.
— Как клиенты привыкают к новой платежной системе? Кто сейчас чаще всего ей пользуется?
— Union Pay — для тех клиентов, которые привыкли активно ездить за пределами России. Эта карта работает в 180 странах мира. Наши клиенты — это как раз те люди, которые с какой-то регулярностью, периодичностью выезжают за границу, и были единицы случаев за последние 3–4 месяца, когда какой-то банк в какой-то стране — не буду называть — эту карту не принял к оплате.
Внутри страны мы очень активно продаем карту «Мир», Union Pay можно иметь на всякий случай: если на какое-то время придется совершать платежи за рубежом. Я не скажу, что за этим будущее, но на сегодня это одна из востребованных карт у людей, которые выезжают за границу. Плюс — люди на заграничных интернет-ресурсах спокойно через Union Pay оплачивают свои покупки, что не позволяет карта «Мир».
— Сколько сейчас вы выпускаете карт: больше или меньше по сравнению с предыдущими годами? Насколько актуальна и востребована услуга кешбэка?
— Динамика выдачи карт стабильно растет. Это связано с тем, что наши продуктовые менеджеры всегда предлагают какие-то опции, интересные клиентам, например кешбэк.
Это борьба за клиента — он пользуется одной картой одного банка. Если мы делаем предлагаем условия лучше и интереснее, он переходит к нам. Поэтому, безусловно, карт продаем больше.
Например, из интересных тенденций — до 30% корпоративных карт, которые сейчас продаются, это Union Pay. Это такой же пластик, только привязан к специальному счету юридического лица и используется, в частности, для выезда сотрудников в командировку. Причина в том, что наши крупнейшие клиенты работают в том числе и за пределами Российской Федерации.
— Что в будущем? Какие направления вы будете развивать в течение 2022 года?
— Как банк мы смотрим и на региональные, и на федеральные программы. Плюс мы еще устраиваем собственные акции, что и будем делать в будущем. Все это — комплексное предложение, которое увеличивает интерес со стороны клиентов и позволяет нам бороться за них.
реклама, «Газпромбанк» (Акционерное общество), ОГРН 1027700167110, Москва, ул. Наметкина, дом 16, корпус 1