Этот приморский город в Ростовской области часто называют старшим братом Санкт-Петербурга. Объясняется это просто: Таганрог тоже основал Петр I, но в 1698 году, на пять лет раньше, чем город на Неве. Градостроительные творения первого российского императора неуловимо похожи. И возможно, Таганрогу не хватает столичного лоска, но богатством истории он северной столице точно не уступает.
Военная гавань
Российский император не был первым, кому приглянулся приморский пейзаж на берегу Азовского моря. Древнегреческое поселение на месте нынешнего Таганрога возникло еще в IX—VIII веках до нашей эры. Гораздо позже, в III веке до н. э., немного в стороне от Таганрога, в районе хутора Недвиговка, появилась прославленная «донская Троя» — древнегреческий город Танаис, на остатки которого сегодня могут полюбоваться все желающие, посетив одноименный музей-заповедник.
Потом здесь жили хазары, генуэзцы, османы. После того как во время второго Азовского похода русские войска взяли Азов, Петр I задумался о строительстве морской гавани. Идеальным вариантом стал мыс Таган Рог: в порт у его берегов корабли российского флота могли заходить беспрепятственно. Так Таганрог стал первой военно-морской базой России, первым портом на открытом морском побережье и первым в России городом, построенным по регулярному плану.
«Пристани морского каравана судам по осмотру и чертежу, каков прислан за рукою итальянской земли капитана Матвея Симунта, быть у Таганрога…»
Построенная здесь Троицкая крепость очертаниями была похожа на незавершенный рисунок звезды, что было обусловлено природным рельефом самого Таган Рога, давшего название будущему городу. Сейчас от крепости ничего не осталось: в 1711-1712 гг. она была разрушена по условию Прутского мирного договора между Русским царством и Османской империей. Впоследствии Екатерина II в ходе турецкой войны (1768-1774) восстановила крепость и порт в Азовском море, здесь стали строить новые корабли. Гавань возводились на старом месте с использованием сохранившейся части петровских сооружений.
Что касается крепости, то стараниями Екатерины ее восстановили, а после того как военно-морско порт стал торговым, она утратила свое стратегическое значение и постепенно разрушалась. Полное уничтожение крепости произошло уже в XX веке. Фрагменты ее первоначального рельефа до сих пор сохранились в некоторых частях города, например, на территории знаменитого района «Богудония».
Торговый порт
В XVIII веке город из военной гавани постепенно превращался в международный торговый порт. Точку в этой трансформации поставило основание Севастополя в 1783 году — свое военно-стратегическое значение Таганрог потерял. В 1784 году Екатерина II направила указ Екатеринославскому и Таврическому генерал-губернатору князю Григорию Потемкину: «Остающиеся внутри пределов Государства город Таганрог, крепость святые Елисаветы и прочие, по старой и новой линии лежащие, отныне крепостями не почитать».
В результате активной торговли в приморском городе появились консульства 15 государств, среди которых Великобритания, Турция, Греция, Италия, Бельгия, Дания и другие. Свою лепту в это внесли расположенные рядом с Таганрогом сельскохозяйственные районы — через созданный Петром морской порт активно шла торговля льном, паюсной икрой, пенькой. И особенно пшеницей, которая без преувеличения гремела на весь мир и даже на родине пасты — в Италии, сорт твердой пшеницы «Таганрог» признавался лучшим.
На волне времени
В начале XIX века Таганрог стал центром регионального уровня. По распоряжению Александра I было создано Таганрогское градоначальство, в состав которого также вошли Ростов-на-Дону, Нахичевань и Мариуполь. Во время своего первого визита в приморский город в мае 1818 года император останавливался в доме, незадолго до этого перестроенном для приема гостей градоначальства. Через семь лет здесь разместилась царская резиденция. После Октябрьской революции просуществовавший здесь более ста лет музей Александра I разорили, а сам дворец превратился в дом с коммунальными квартирами. Сегодня в здании размещается детский санаторий.
В 1869 году в Таганроге был построен вокзал и открыто железнодорожное сообщение, что стало еще одной вехой развития Таганрога. Дорога была стратегически важной для всей страны, включая ряд железнодорожных линий — главную от Курска до Таганрога и Ростова, которая связывала Москву с портами Азовского моря и Крымом. Сейчас здание вокзала — объект культурного наследия регионального значения, в 2012 году оно было куплено коммерческими структурами и с тех пор постепенно теряет свои аутентичные детали.
Течение времени, конечно, изменило рельеф города. Купеческие дома, старинные особняки после революции сплошь и рядом приспосабливали под другие нужды, но большей частью здания сохранились. Это касается и здания, где расположен музей градостроительства и быта Таганрога. Бывший особняк, до революции принадлежавший Евгению Шаронову, сейчас является объектом культурного наследия федерального значения. Построен он в 1912 году в стиле модерн по проекту, вышедшему из мастерской знаменитого московского архитектора, академика архитектуры Федора Шехтеля. Фасад здания украшен многоцветным майоликовым фризом, изготовленным на заводе «Абрамцево» по рисункам ведущих мастеров русского Серебряного века. Въездные ворота оформлены львиными масками работы М. Врубеля.
Промышленный центр
XX век был для Таганрога непростым, как, впрочем, и для всей страны. С 1920-х годов в городе интенсивно развивалась промышленность. В 1930-х годах здесь планировали построить грандиозный театр, для чего специально уничтожили Успенский собор. Большой поклонник стиля итальянского Ренессанса, известный советский архитектор Иван Жолтовский создал проект, но из-за начавшейся Великой Отечественной войны театр так и не построили. Но чертежи Жолтовского сохранились в музее.
Послевоенное время принесло невиданный промышленный бум. В 1947 году на Таганрогском комбайновом заводе собрали первый самоходный комбайн «С-4». А в 1960-х годах на Таганрогском металлургическом заводе запустили уникальный автоматизированный цех-гигант непрерывной печной сварки труб. Для рабочих активно строили жилье — город заполнили типовые хрущевки, детские сады и школы. Основанный еще в начале XIX века Городской сад, названный в советские времена Парком культуры и отдыха имени Горького, был признан «Лучшим парком страны».
Культурная столица
В ХХI веке к Таганрогу обращено внимание исследователей и федеральных властей, на восстановление его исторического, архитектурного и культурного наследия направляются средства из бюджета страны и региона, активно участвуют в реновации города коммерческие структуры. Горожане верят: в Таганроге снова будет кипеть жизнь, сюда потянутся инвесторы и туристы, и «жемчужина у моря» на берегу Таганрогского залива засияет новыми красками.
«Современный Таганрог обладает богатейшим историко-культурным наследием. Исторический центр города, сформированный разностильными фасадами различных временных периодов, отличается поразительной целостностью, являясь, по сути, самобытным градостроительным ансамблем. На территории города находится более двухсот памятников истории, архитектуры и монументального искусства, в том числе 10 объектов культурного наследия федерального значения.
В одном из них — бывшем доме Е.И. Шаронова — находится единственный в своем роде музей «Градостроительство и быт г. Таганрога», где можно прикоснуться к истории архитектуры нашего уникального города. С 2019 года здесь развернута масштабная экспозиция «Портрет города во времени», рассказывающая об архитектурно-градостроительной истории Таганрога, насчитывающей более трехсот лет.
В залах музея представлены градостроительные планы и проекты развития Таганрога, макеты крепости, зданий и сооружений, сыгравших наиболее значимую роль в организации городского пространства. Значительную часть экспозиции занимают образцы мебели и предметы декоративно-прикладного искусства, раскрывающие различные стороны повседневной жизни горожан. Помимо этого, экспозиция включает в себя масштабные настенные панно, интерактивные макеты, художественные инсталляции, современные мультимедийные комплексы, содержащие дополнительную визуальную, обучающую и игровую информацию для посетителей разного возраста», — рассказывает Марианна Григорян, заведующий отделом музея «Градостроительство и быт г. Таганрога».
Ульяна Алфеева