От первого лица , Ростов-на-Дону ,  
0 

Маршруты через горы

Фото: Пресс-служба министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан
Фото: Пресс-служба министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан
Министр транспорта Дагестана Джамбулат Салавов — о реализации нацпроекта в регионе и строительстве новых дорог

Вместе с развитием международного транспортного коридора «Север–Юг» в Республике Дагестан продолжается масштабная модернизация транспортной инфраструктуры: расширяются участки федеральной трассы Р-217, строятся дороги в объезд Махачкалы, Дербента и Хасавюрта, реконструируются автодороги на горных территориях. Какие работы уже завершены и что запланировано на текущий год, РБК Кавказ рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства региона Джамбулат Салавов.

— Джамбулат Шапиевич, Дагестан планирует развивать горные территории, для чего необходима модернизация транспортной инфраструктуры. Существуют ли планы по реализации проектов в горной местности? Сколько горных дорог Дагестана сегодня находится в нормативном состоянии, сколько планируется отремонтировать в ближайшее время?

— Устойчивое развитие дорожной сети на горных территориях — одна из приоритетных задач государственной политики министерства транспорта и дорожного хозяйства региона. В рамках госпрограммы «Развитие транспортного комплекса Республики Дагестан» на 2024-2025 годы предусмотрены к реализации мероприятия по совершенствованию сети региональных дорог на горных территориях республики с объемом финансирования более 7 млрд рублей. В общей сложности планируется к строительству, реконструкции и капитальному ремонту 21 объект, из них в текущем году будут введены в эксплуатацию 11 объектов протяженностью 41,1 км и 3 моста протяженностью 127,5 погонных метров. Остальные объекты будут реализованы в 2025 году.

Если говорить о наиболее значимых направлениях, то это капитальный ремонт участка автомобильной дороги «Гунибское шоссе — Вантляшевский перевал» в Гергебильском районе, капремонт автодороги «Агвал–Кванада–Гимерсо» в Цумадинском районе, а также реконструкция автодороги «Дылым–Иманалиросо» в Казбековском районе. В этом же районе проводится ремонт автомобильной дороги «Буйнакск–Кизилюрт» через поселок Дубки, которая является важным туристическим направлением. Кроме того, из республиканского бюджета ежегодно направляются субсидии на муниципальную улично-дорожную сеть в рамках проекта «Мой Дагестан — мои дороги», которая реализуется в том числе в рамках развития горных территорий. В прошлом году в горные районы были направлены субсидии в объеме 712,4 млн рублей. На эти средства проведен ремонт на 202 объектах улично-дорожной сети общей протяженностью 101,6 км. На текущий год предусмотрены субсидии в объеме 424,8 млн рублей, за счет которых отремонтируют 132 объекта общей протяженностью 60,6 км.

— Как реализуется в республике нацпроект «Безопасные качественные дороги»? Какие работы уже завершены, что запланировано на текущий год? Какие средства освоены?

— Благодаря проекту «Безопасные качественные дороги» мы ведем планомерную работу по приведению автодорог в нормативное состояние и снижению мест концентрации аварийности. Новые дороги — это новые инвестиции и новые рабочие места, по-настоящему новое качество жизни. И самое главное, чтобы люди видели эти позитивные изменения. Поэтому вкратце расскажу о тех результатах, которых мы добились в рамках реализации нацпроекта. В 2023 году на территории республики проведены дорожные работы на 131,2 км автодорог, из которых 70,3 км — в рамках казначейского кредита, построено два автоматических пункта весогабаритного контроля (АПВГК), завершен третий этап по внедрению интеллектуальной транспортной системы в Махачкалинской агломерации на сумму 106,8 млн рублей. Отмечу, что Республика Дагестан стал первым субъектом в РФ, который полностью завершил программу дорожных работ за счет средств федерального бюджета до 1 ноября 2023 года.

В текущем году в Дагестане в нормативное состояние приведут 45,2 км, из которых 33,4 км в рамках региональной сети и 11,8 км улично-дорожной сети г. Махачкалы, продолжится строительство АПВГК на автодорогах регионального значения и реализация других проектов. Общий бюджет по проектам превысит 1,6 млрд рублей, из них 52,26 млн — средства федерального бюджета и более 1,5 млрд — средства республиканского бюджета. Кассовое исполнение на 1 июня составляет 996,86 млн рублей, или 63,0%. Заключены все 10 контрактов, запланированные на 2024 год.

— В Дагестане на строительство дорог в обход городов Хасавюрт, Махачкала и Дербент в течение пяти лет направят более 100 млрд рублей. Есть ли сейчас понимание, кто будет строить эти дороги, когда они будут запущены? Из какого бюджета финансируются проекты?

— В последние годы прорывными темпами решаются вопросы развития сети федеральных дорог, проходящих по территории Республики Дагестан. Так, по проекту «Обход г. Хасавюрт» в августе 2023 года подписан государственный контракт между ФКУ Упрдор «Кавказ» и компанией «Дортех» на выполнение строительно-монтажных работ. Финансовые средства на его реализацию в объеме 24 млрд рублей предусмотрены на 2024-2028 гг.

Что касается обходов Дербента и Махачкалы, то проектно-сметные документации по строительству и реконструкции этих участков находятся в высокой степени готовности, и по информации ФКУ Упрдор «Кавказ» получение положительных заключений госэкспертиз планируется в III квартале 2024 года. Завершить данные проекты планируется в 2028 году.

— Как идет реконструкция аэропорта «Махачкала»? Какие работы там будут выполнены до конца года? Завершить проект планируется в 2026 году — нет ли изменений по срокам, объемам инвестиций? Насколько может быть увеличен пассажиропоток аэропорта после завершения реконструкции?

— На реализацию мероприятий второго этапа реконструкции аэропорта, в рамках которого предусмотрено строительство искусственной взлетно-посадочной полосы и других объектов, из федерального бюджета выделено 13,12 млрд рублей. В текущем году на выполнение подготовительных работ направлено 6,4 млрд рублей. Реализация ведется в плановом порядке, и риски по финансированию и исполнению календарного графика отсутствуют. По состоянию на июнь готовность новой взлетно-посадочной полосы составляет 40%, стопроцентная готовность будет обеспечена в III квартале 2025 года. До конца текущего года специалисты планируют завершить здание основной аварийно-спасательной станции, патрульную дорогу, ограждение периметра и 8 трансформаторных подстанций.

Второй этап реконструкции аэропорта позволит снять существующие ограничения по приему различных типов воздушных судов, что значительно увеличит количество обслуживаемых самолетов и пассажиров. Все предусмотренные проектом мероприятия будут способствовать развитию туристской отрасли и смежных отраслей экономики региона. В этой связи прогнозируется увеличение пассажиропотока в аэропорту до 3 млн человек в год.

— Ранее сообщалось о реконструкции железнодорожной станции в Дагестанских Огнях. Кто займется проектом, когда он будет реализован?

— Вопрос реконструкции станции Дагестанские Огни входит в комплекс мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры в рамках реализации ВТРК «Каспийский прибрежный кластер». По итогам рабочей поездки министра экономического развития РФ Максима Решетникова в Республику Дагестан в марте текущего года были приняты решения по развитию всесезонного туристско-рекреационного кластера, в том числе по организации железнодорожного сообщения по маршруту «Международный аэропорт Махачкала (Уйташ) — город Дагестанские Огни — город Дербент». В настоящее время по поручению Минэкономразвития России ОАО «РЖД» разрабатывается ТЭО проекта и проводится оценка строительства модульного железнодорожного вокзала на ст. Дагестанские Огни. Предварительные результаты данной работы будут рассмотрены в сентябре текущего года.

Непосредственно реконструкцией станции будет заниматься ОАО «РЖД» как балансодержатель инфраструктуры. В соответствии с «Дорожной картой» по развитию особой экономической зоны, созданной в Республике Дагестан, ориентировочные сроки реализации проекта — конец 2026 года. При этом по решению рабочей группы сроки могут быть сдвинуты.

Автор: Наталья Андреева

От первого лица Яблоку негде упасть
Содержание
Закрыть