— Какие наиболее существенные изменения в пространственном развитии городов вы можете выделить? Как это связано с развитием самих университетов?
— Как важнейшие изменения стоит упомянуть прежде всего реализацию крупнейших транспортных проектов на Юге России: завершение строительства Крымского моста, запуск на полную мощность трассы «Таврида», реконструкция М-4 и других магистралей Юга России, включая расшивку «узких мест» — здесь и недавно запущенные дальние обходы Ростова и Краснодара, и реконструкция автодороги из аэропорта Минводы в Кисловодск, и строительство аэропорта Платов. Все эти проекты способны оказать колоссальный мультипликативный эффект на развитие регионов Юга России.
Зачастую при изучении общественного мнения, работе с молодежью мы стали замечать, что многие хотят уехать. Города, которые уделяют внимание своей инфраструктуре, имеют больший интерес со стороны молодежи и студентов.
Это подтолкнуло академическое сообщество страны к созданию Московского международного рейтинга вузов, который включил в академическую оценку не только образование и науку, но и уровень взаимодействия университета с обществом. И постепенно вузы стали драйверами развития территорий, предлагая такого рода проекты и социальные программы, которые меняют облик городов, влияют на экологию.
Это важный сегодня тренд, который позволяет думать, что пространственное развитие серьезным образом зависит от понимания властью соответствующего субъекта тех ресурсов, которые есть в университетском сообществе.
— Назовите наиболее удачные примеры применения инструментов пространственного планирования в ЮФО и СКФО.
— Успешным примером такого развития является Краснодарский край. Мы видим, как сегодня меняется облик всего региона и какие происходят масштабные пространственные изменения, в том числе и за счет усиления университетской инфраструктуры и развития тренда по поддержке образования на всех уровнях.
Нужно отметить, что Ростовская область также всегда была сильна в части образовательной инфраструктуры. В регионе есть ведущие университеты, которые являются центром притяжения для молодежи. Серьезным партнером для нас является Чеченская Республика, им удалось за период трансформаций сохранить все свои университеты, и молодежь имеет большой интерес к обучению в них.
Меняется облик Ставрополя, в том числе за счет появления федерального университета. Если изначально казалось, что это исключительно университетская история, сегодня мы видим, как меняется программа развития Ставрополя просто потому, что там расположен этот университет.
— Как происходит такое взаимодействие субъектов и вузов?
— Университеты, которые осознали свою роль в развитии региона и территории, а также смогли выделить тренды, которые являются определяющими в стратегии региона, становятся более интересными и востребованными. В качестве примера можно назвать Кубанский государственный технологический университет. На Юге активно развиваются пищевые производства, меняются технологии переработки, растет производство виноделия, университет понял это и увязал свою программу развития именно с этим направлением.
Профессорско-преподавательский состав вузов является ядром экспертного сообщества всего региона. Коллеги активно внедряются в программы строительства, архитектурного развития, в дизайнерские проекты и привлекают в эти программы молодежь, которая таким образом закрепляется в этой территории.
Поэтому пространственное планирование для нас дает возможности решать актуальные задачи создания новых рабочих мест, поддерживать строительство, девелопмент, инфраструктуру, связанную с обеспечением экосистемы.