Несмотря на развитие технологий чтение книг не становится менее актуальным, существуют даже модные книжные блогеры. А действие романа в определенном городе может привлечь к нему туристов. Об этом РБК ТВ Юг поговорил с ростовской писательницей, победителем в номинации «Автор года» премии «Русский детектив» Лизой Лосевой. Победу она одержала с романом «Мертвый невод Егора Лисицы», действие которого происходит в Ростове.
Локальная мифология
— Лиза, почему действие серии романов про судмедэксперта Егора Лисицу происходят именно в Ростове-на-Дону? Потому что вы местная или потому что донская столица для многих– это полукриминальный «Ростов-папа»?
— Сама я не ростовчанка, поэтому у меня, скорее, взгляд приезжего. У Ростова особенный характер, это признают все, даже те, кому город не нравится. И мне очень хотелось, чтобы наш город прозвучал вне своей криминальной славы. Когда я только начала писать, заметила, что действие романов обычно происходит либо в Москве, либо в Санкт-Петербурге, либо в какой-то экзотической стране. И южная фактура просто пропадает зря. Поэтому «Мертвый невод» этой фактурой забит до отказа.
— Если сюжеты книг привлекают к месту, в котором происходит действие произведения, может быть, властям есть смысл стимулировать писателей расширять региональную географию в своих произведениях?
— Несомненно, произведения стимулируют интерес к региону. Сейчас в книгоиздательстве тренд: растет интерес к локальной мифологии, к местным историям. Мы с вами сейчас как раз находимся в месте, интерес к которому стимулирован писателем. «Бутик-отель 39» стоит на месте, где, по легенде, Михаил Булгаков проиграл в бильярд браслет своей жены. Благодаря литературной привязке появляется особая атмосфера.
Есть и современный пример, недавно в прокат вышел фильм «Золото Умальты», который снят при поддержке правительства Хабаровского края, по роману местной писательницы Ольги Погодиной-Кузминой. Чиновники изначально говорили о том, что вложились в этот фильм, чтобы край прозвучал на всю страну и повысил туристический поток в регион. Например, турпоток в Смоленск вырос в разы после выхода сериала «Вампиры средней полосы». Много фильмов снимают в разных городах страны, но, как правило, в этом случае часто город — это просто декорация. А там — часть истории. И после просмотра фильма интересно поехать и посмотреть.
Если говорить о моей книге, то у меня тоже есть история. Однажды экскурсовод-ростовчанка рассказала о двух женщина из Воронежа, которые побывали у нее на индивидуальной экскурсии. По словам туристок, они совершенно не планировали поездку в Ростов-на-Дону, пока не прочли одну из книг серии о Егоре Лисице. И их так заинтересовал город, что они решили сюда приехать.
Читают женщины
— Кто сегодня входит в читающую аудиторию страны?
— В основном женщины. Хотя на встречи со мной приходит много и мужчин. Но тут, наверное, помогает жанр «исторический детектив». В целом это люди старше 18 лет. В Ярославле меня потрясла читающая публика. Я в первые видела, чтобы на встречу с писателем люди приходили с семьями, много молодых мужчин. На юге женщины — это флагман культурной жизни. Они тащат за собой на буксире мужей на различные мероприятия, в том числе и литературные встречи.
— А деловые люди, предприниматели, читают книги?
— Это тоже читающая аудитория. Но, как правило, из развлекательной литературы они предпочитают мемуары, биографии политических деятелей. Либо же, если это исторический детектив, он уже должен завоевать репутацию «серьезной книги».
Книги и деньги
— Написание книги — такой же бизнес-проект, как и другие. Есть ли какие-то ключи к успеху? Например, выбор издательства?
— Прозвучит, наверное, кощунственно для людей, которые читают и пишут книги, но книга — это такой же продукт, как и молоко, колбаса, хлеб. Издатель вкладывается в начинающего автора, в печать книги, в рекламу. Он должен в него поверить и инвестировать деньги. Поэтому я говорю, что книга — это продукт.
Насчет ключей к успеху… Есть крупные издательства, на которые всегда ориентируется начинающий автор. Но в последнее время, немного изменилась ситуация, появилось довольно много дерзких новых издательств. Они набирают сейчас свой пул авторов. И может быть, ключом к успеху станет попадание в такое издательство. Если оно поверит в автора, то вложится в рекламу. «Мастодонты» используют наработанные схемы, а новые дерзкие издательства сумеют по-новому преподнести автора.
— И вам удалось попасть к «мастодонту». Это получилось сразу или понадобились определенные усилия?
— У меня нет грустной истории о том, как я мокла под дождем у дверей издательства, бежала за редактором. Мне очень помогло получение престижной писательской премии, которая стала ключом, открывшим эту дверь. Вообще я советую начинающим авторам активно участвовать в писательских конкурсах, издательства их отслеживают. Помогло и то, что у меня серия книг. Издательства с большим удовольствием берут серии. Им это выгодно, потому человек приобретает первую книгу, потом следующую и так далее.
— Сколько в среднем стоит книжка, и от чего зависит цена?
— Цена книги зависит от издания. Например, твердая обложка будет дороже, от 400 рублей. Покетбук (мягкая обложка) дешевле, в районе 350 рублей. Книги размещены на разных торговых площадках в интернете, где стоят по-разному. Один раз мне прислали скрин с ценой моей книги больше тысячи рублей. Она не может столько стоить, это цена для богато иллюстрированного подарочного издания. Не знаю, почему площадка решила такую сумму установить.
— А автор после написания книги получает какой-то определенный гонорар?
— Договор может быть составлен по-разному. Беда начинающих авторов в том, что они так счастливы, что подписывают все договоры, не читая. Но в целом, это может быть гибридный вариант. Например, вам выплачивают какой-то аванс и потом роялти с продаж. Может быть и так, что выплачивают только аванс.
Я недавно столкнулась с тем, что новое издательство, предлагает автору такой вариант: не выплачивается никакого аванса, но издательство максимально вкладывается в рекламу его книг. Мне кажется, это отличный вариант, книге нужна реклама. Сейчас и так читают меньше, чем читали раньше. У книги много конкурентов. И конечно, любой книге нужна реклама.
Чтение – это модно
— В одном из интервью вы говорите, что чтение стало модным. И есть даже «книжные» блогеры, которые пропагандируют чтение. С их помощью можно «раскрутиться» молодому автору?
— Есть очень много блогов о книгах. Это фактически субкультура. Единственный момент, они в большей степени сфокусированы на модных авторах, зарубежных, которые на слуху. Поэтому начинающим авторам сложно привлечь к себе внимание популярных книжных блогеров. Но с некоторыми у меня получилось наладить сотрудничество. Я бы советовала начинающим авторам найти блоги, которые пишут именно о книгах в вашем жанре. Им можно предложить коллаборацию: интервью, книгу для обзора, розыгрыши, викторины, опросы, призом в которых станет ваша книга. На мой взгляд, это хорошая рекламная площадка, которая не требует больших затрат.
— Как изменился книжный рынок в связи с геополитической ситуацией?
— Очень существенно. В связи с последними политическими событиями оказалось, что книгоиздательская публика очень сильно за политикой следит и в итоге очень много имен иностранных с русского рынка ушли. И вроде бы она сейчас должна заполниться российскими писателями. Может быть так и будет. А может быть нет, потому что можно долго спорить плохой или хороший писатель ушедшая с нашего рынка Джоан Роулинг, но факт остается фактом, в Китае, если ты скажешь: «Гарри Поттер», тебя поймут и в Индии, и в России. Это мировая популярность. Русских писателей с мировой популярностью очень немного, как правило, это классики: Чехов, Достоевский, Толстой. Есть ряд современных авторов, таких как Яна Вагнер, Сергей Лукьяненко, которым удалось прозвучать, но их немного и это не мировая популярность. Эту нишу будет сложно закрыть, но она есть.
— Книжный бизнес сейчас выгоден?
— Я могу судить только со стороны, но судя по тому, что появляются новые издательства, да. Недавно прочла новость, что наше ростовское издательство заключило договор с Китаем и выходит на китайский рынок. Да, деньги там есть, но мне кажется, что книги — это как шоколад. Это все-таки предмет не первой необходимости, а, скорее, предмет удовольствия.
Лиза Лосева — писатель, журналист, редактор. С 2020 года в серии о судмедэксперте Егоре Лисице изданы четыре книги.
Лауреат премии «Русский детектив» 2020 г. в номинации «Открытие года» за роман «Черный чемоданчик Егора Лисицы». Лауреат той же премии в 2024 г. в номинации «Автор года». Живет в Ростове-на-Дону
Ульяна Алфеева, София Купченко