Практика , Ростов-на-Дону ,  
0 

Медийщики нового поколения

Фото: Дмитрий Рязанцев
Фото: Дмитрий Рязанцев
Как Школа атомных коммуникаций сформировала важные компетенции начинающих журналистов

С 19 по 21 апреля 2024 года в павильоне «Атом» на ВДНХ в рамках выставки-форума «Россия» прошла Школа атомных коммуникаций. Журналист РБК Юг и Северный Кавказ и два года назад выпускница ЮФУ Ангелина Зиньковская рассказала, как формат медиашколы расширяет компетенции молодых специалистов.

Сегодня многие компании, сталкиваясь с дефицитом кадров в различных сферах, приходят к сотрудничеству с вузами или созданию собственных практико-ориентированных проектов для подготовки сотрудников. Эта тенденция коснулась и медиарынка, который, находясь на стадии активного роста, сдерживается недостатком специалистов. Причины такого явления обсуждают именитые эксперты, рассуждения которых я могу подкрепить личным опытом: не более половины журналистов Южного федерального университета, окончивших обучение в 2022 году, остались в профессии. Часть из них перешли в PR или маркетинг, а часть — в совершенно не смежные отрасли.

Придя в журналистику в 2022 году, сразу после обучения в университете, я не обладала и половиной необходимых корреспонденту компетенций. Не могу сказать, что в мои годы понятие «медиашкола» было на слуху. Казалось, оно какое-то далекое, слишком крутое и «не для всех». Моя медиашкола прошла в написании «неидеальных» новостей в редакции РБК Юг и Северный Кавказ.

Тогда я не мыслила о таких проектах, меня учили прямо в редакции. Рассказывали, как считать проценты, что такое эскроу-счета и почему важно следить за изменениями бюджета. Терпеливый редактор крупицу за крупицей вкладывала в мою голову компетенции, необходимые деловому журналисту.

Участие в медиашколе я приняла спустя два года, уже в команде организаторов.

Руководитель департамента ГК «Росатом» Андрей Тимонов

Одним из наиболее эффективных инструментов подготовки профессионалов является формат наставничества, а также специализированные программы, которые готовят профессионалы-практики. Школа атомных коммуникаций является именно такой программой государственной корпорации «Росатом», где студенты получают знания от тех, кто сейчас работает в профессии. Более того, госкорпорация активно привлекает студентов и стажеров вне обучающих программ.

Директор департамента коммуникаций «Концерна Росэнергоатом» Андрей Альберти

Мы заинтересованы в том, чтобы через проект проходило как можно больше людей. Атомная отрасль сильно зависит от общественного мнения, поэтому нам важно работать с людьми, формирующими информационную повестку, влияющими на общественное мнение. Я уверен, что через 2-3 года большинство из участников проекта станут классными PR-специалистами и суперскими журналистами. Я надеюсь, наш проект даст вам в копилку еще больше знаний и навыков вместе с пониманием того, как развивается наша атомная отрасль.

Научный руководитель — ведущий программы, доцент Высшей школы экономики, творческий руководитель магистерской программы «Современная журналистика» Михаил Зеленцов

В работе важны внимательность, целеустремленность, умение говорить, писать, показывать, анализировать и рефлексировать. Сейчас уже не возникает вопрос, стоит ли будущим журналистам и медийщикам учиться снимать, монтировать видео, делать фотоконтент. Все понимают, что нужно уметь анализировать и рефлексировать, думать над тем, что вы сделали, качественно интерпретировать и верифицировать информацию, много читать, быть в повестке.

Генеральный директор медиагруппы «Бизнес и точка» Людмила Борщева

Завершение очного этапа — это не конец проекта. После него нас ждет региональный этап, в рамках которого слушатели Школы атомных коммуникаций пойдут работать и на практику в ведущие деловые издания регионов. Нам очень не хватает журналистов, есть классные креативные проекты — нет людей, которые будут их делать. Страна развивается, появляются новые яркие производства, инвестиции, есть большие планы у компаний — об этом нужно и важно рассказывать. Госкорпорация «Росатом» первой поняла это и сейчас «делом» начала помогать вузовскому сообществу, СМИ, бизнесу готовить креативные творческие команды, можно сказать, профильных медийщиков и журналистов нового поколения.

Директор Клиники коммуникационных проектов СПбГУ, доцент кафедры связей с общественностью в бизнесе СПбГУ, кандидат политических наук Екатерина Шаркова

Это масштабный проект с хорошей методической проработкой задач, кейсов, инструкций, поддержкой наших студенческих команд практиками от атомной отрасли и медиа. Особую ценность ему придавала площадка проведения — современный павильон «Атом» на выставке ВДНХ. Я вижу по реакции студентов, что такие образовательные проекты их очень мотивируют.

Проректор по информационной политике, зав. базовой кафедрой телевидения и новых медиа УрФУ, кандидат филологических наук Алексей Фаюстов

Это очень мощный проект, у которого есть несколько аспектов, влияющих на восприятие ребят. Во-первых, у Школы большая просветительская цель, когда ты в работе над конкретной задачей занимаешься самообразованием. Во-вторых, это прокачка креативных скиллов, проверка того, насколько ты можешь выйти за рамки своих возможностей. Такое быстрое погружение позволяет ребятам расширить свои границы, развить креативное, творческое мышление. Конечно же, подобные программы — это хорошая прокачка «хардов», как сегодня модно говорить. Все, что связано с тайм-менеджментом, умением выполнить задачу в срок, держит в тонусе и формирует важные компетенции.

Директор Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ, доцент кафедры отечественной и зарубежной литературы, канд. филол. наук Анна Дмитрова.

Чтобы вовлечь молодежь в науку, нужно показать, как это работает. Пока наука существует в учебнике и на бумаге, это будет интересно малому количеству людей. Мне кажется, что интерес возникает, когда ты видишь результаты на практике. В этом плане отлично работают такие проекты, как Школа атомных коммуникаций. Проект рассказал, как работает атомная сфера, и я уверена, все по-другому посмотрели на отрасль. Наши студенты были вовлечены на 100%, постоянно делились со мной впечатлениями, присылали фото. Получать такие эмоции, я думаю, это самое главное.

Проект «Школа атомных коммуникаций Media Skills» организован Электроэнергетическим дивизионом государственной корпорации «Росатом» (концерн «Росэнергоатом») при участии сети Информационных центров по атомной энергии и медиагруппы «Бизнес и точка». Его цель — дать атомной отрасли профессиональных коммуникаторов и новые идеи для решения коммуникационных задач, которые будут способствовать решению проблемы кадрового дефицита, являющегося одним из сдерживающих экономику факторов.

Участниками образовательного проекта стали студенты факультетов журналистики, медиа и pr-направления из 8 российских вузов из регионов присутствия госкорпорации — Донского государственного технического университета, Южного федерального университета, Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) (г. Ростов-на-Дону), Уральского федерального университета (г. Екатеринбург), Санкт-Петербургского государственного университета (г. Санкт-Петербург), Воронежского государственного университета (г. Воронеж), Российского экономического университета и Высшей школы экономики (г. Москва).

Школа атомных коммуникаций проходит в гибридном формате, онлайн-этап предполагал проведение исследований и сбор материалов для коммуникационных проектов, очный — обучение на площадке павильона «Атом» на ВДНХ и защиту проектов. Далее участников проекта ожидает региональный этап, в ходе которого студенты будут практиковаться в изданиях и на атомных электростанциях.