От первого лица , Ростов-на-Дону ,  
0 

Юрий Башмет: Люди юга хотят жить ярко

фото: Кирилл Акушев
фото: Кирилл Акушев
Всемирно известный альтист и дирижер Юрий Башмет — о силе юга, его культурном коде и как с его помощью развивать регионы.

Главная сила юга — в людях. Юг дал России таланты, имена которых известны всему миру, и теперь с их помощью зажигаются новые звезды на творческом небосклоне, появляются культовые мероприятия и современная инфраструктура. На этой земле родился Юрий Башмет. В интервью РБК Ростов он рассказал о том, каким он видит юг, почему так популярен Фестиваль искусств в Сочи и какой культурный код есть у этой территории.

Детство в Ростове-на-Дону, подготовка музыкантов, новый концертный зал в Сириусе || Юрий Башмет

Родом из детства

— Юрий Абрамович, ваше имя уже очень много лет является брендом во всем мире, и благодаря ему вы развиваете культуру, в том числе в южных регионах. Вы родились на юге, хоть и прожили там недолго. Однако довольно большая часть вашей творческой деятельности проходит именно здесь. Какой юг для вас?

— Моя семья уехала из Ростова-на-Дону, когда мне было пять лет, но какие-то моменты я помню. Помню место, где мы жили, помню, как учился выговаривать букву «р» («ворона», а не «волона»), как рыбу ловили, с папой плавали на лодке. Я держался за корму, а мама волновалась, потому что я еще не умел плавать. Мы жили в районе железнодорожного депо, где проходили товарные поезда, а мы прыгали на их ступеньки и катались. Нам это запрещалось, но поскольку нам нравилось, мы все равно это делали — хулиганили. Потом так случилось, что я уже с концертом оказался в Ростове-на-Дону. На сцене были я и мой пианист, а в зрительном зале было на одного человека больше: меня там не знали. Потом, конечно, мое имя дошло и до родного города. С радостью туда приезжаю — теплый, очень красивый, зеленый город. Там много архитектурных достопримечательностей. Я не считаю себя львовянином, я считаю себя ростовчанином. Конечно, с годами ощущать это я стал все сильнее и сильнее. Южане — очень гостеприимные люди, острые, быстрые, фантазеры, бизнесмены. Ростов-на-Дону — живой, большой и очень интересный город.

Все начинается на местах

— Многие регионы нашей страны развиваются благодаря так называемому личному бренду. Вот, к примеру, благодаря Валерию Гергиеву Владикавказ стал одной из столиц на культурной карте страны. За притяжением в регион таких высокоуровневых культурный событий так или иначе выстраивается и необходимость создания инфраструктуры, а значит и инвестиции. Есть ли у вас определенная территория, с которой вы хотели бы, чтобы связывали ваше имя?

— Есть, эта территория — моя страна Россия. Вы привели хороший пример с Гергиевым и Владикавказом. Я там не раз бывал и сам выступал, и с Валерой. Конечно, они гордятся и пользуются возможностями и именем. У меня есть фестиваль в Ростове-на-Дону, у Дениса Мацуева — в Сибири и так далее. Это все очень хорошо для этих мест. Это очень продуктивная работа, дающая нам много талантливых детей.

Я приведу пример. У нас был концертмейстер, который первой скрипкой был в юношеском оркестре, впервые я его услышал в Ростове-на-Дону: у нас там было прослушивание. Он проработал у нас до максимального срока ротации — до 22 лет, вернулся в Ростов-на-Дону — и сегодня он солист филармонии, профессор, концертмейстер местного симфонического оркестра. В Мариинском театре много наших. Ездим, и глаз радуется — наши. Наша задача —погрузить их в эту непростую, но очень интересную жизнь, чтобы понять, каким образом улучшить жизнь общества.

— Вы достаточно много внимания уделяете поддержке юных талантов: созданы центры профессионального мастерства в нескольких российских регионах. Есть ли сейчас у ребенка, например, из регионов юга возможность заявить о своем таланте и получить поддержку?

— Конечно. Сейчас очень многое делается, несмотря на непростое время. За последние 7 лет качество губернаторов улучшилось. Это важно, ведь все всегда начинается на местах. В школе уже есть, допустим, конкурс на лучшее исполнение пьесы, конкурсное тестирование. Каждая территория — это какой-то прорыв по определенному музыкальному инструменту. В каком-то городе скрипичная специфика, где-то — ударные инструменты.

— А от чего это зависит?

— От человека, который фанатично любит свое дело и преподает. Я выше приводил пример ростовчанина — это как раз о нем. Я его услышал на прослушивании, где играло 850 человек, а нужно было выбрать 11, и я понял, что этот Каприс Паганини нужно записывать на пластинку. Я думал, кто же так учит? Здесь был профессор, который уехал в Израиль, это его школа. И теперь в Ростове-на-Дону его школу преподает он, продолжая традиции.

Если говорить о юге, то это все про эмоциональную правду. Это обязательно горячие эмоции. Это связано с природой, с менталитетом, с общностью.

Колыбель премьер

— Вы являетесь артистическим директором Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи. Мероприятие свой статус не теряет уже много лет. В прошлом году этот фестиваль посетило рекордное число гостей. С чем вы связываете такой интерес?

— Этот фестиваль гарантирует наплыв слушателей. На каждом концерте обязательно мировые премьеры — театральные, музыкальные, концертно-театральные постановки. Сейчас мы находимся в театре МХТ, и здесь через полчаса (на момент записи интервью, 29.04) будет спектакль «Не покидай свою планету». Он родился на фестивале в Сочи, там была премьера. В Сочи много спектаклей рождаются, это целая лаборатория — интересные музыкальные, театральные премьеры. В нем участвуют музыканты из Китая, Кореи, Франции, Германии, Словении и другие, для него специально пишут музыку. В рамках фестиваля в Сочи у нас есть конкурс молодых композиторов, он развивается. Там у нас и курсы для музыкальных критиков, и арт-искусство, и фото- и киноискусство — очень большой размах. На фестивале родился юношеский оркестр. Очень много премьер там родились, и эти произведения продолжают жить без всякой спецрекламы.

— В Сириусе ведется строительство концертно-театрального комплекса мирового уровня, открыть его планируется в конце 2024 года. Планируете ли вы участвовать в открытии, возможно, дирижировать оркестром?

— Исполнительный директор этого комплекса все время «подкатывает» ко мне с этим. Зал обещает быть хорошим. Конечно, я буду там выступать, будет Валерий Гергиев, Денис Мацуев.

— Русское искусство всегда было ценно. В других же сферах раньше принято было гордиться тем, что у нас есть что-то зарубежное. Сейчас мы смотрим, скорее, внутрь, и в каждую сферу зашивается национальный, культурный код. Какой он на юге России?

— У юга это страсть, эмоции и желание — это точно. Люди юга хотят жить ярко, к этому стремятся, ценят каждую минуту жизни, у них много идей — свежих и неожиданных. Это и есть код, о котором вы говорите. Я сколько-то лет назад общался с губернатором в Ростове-на-Дону, и он рассказал, что хотелось бы сделать. Прошло два года — и эти проекты уже осуществлены. Человек занимается работой, она его удовольствие и жизнь. В этом весь юг. Сейчас такие люди появляются не только на юге, что приятно.

Если говорить в масштабах страны, то мы отличаемся молодостью от всех других наций. У нас есть такая сила — в людях. Западному человеку все равно: итальянец живет в Париже и не мечтает вернуться в Милан, а в русском человеке есть это. Вот я мечтаю вернуться в Ростов-на-Дону, а если бы я оказался сбежавшим, то как бы я вернулся в Ростов-на-Дону?

— Вы впервые в мировой практике выступали с сольными альтовыми концертами в Большом зале Московской консерватории, в Карнеги-холле (Нью-Йорк), в Берлинской филармонии (ФРГ), в театре «Ла Скала» (Милан, Италия). А есть ли площадка, на которой вы бы мечтали выступить, но этого пока не случилось?

— Есть, но я, к сожалению, не сумею уже это сделать. Видимо, по возрасту и состоянию здоровья. Меня один космонавт уже 7 лет уговаривает с ним полететь и дать концерт в невесомости.

Я, конечно, везде и много раз играл. Действительно, есть же сейчас хорошие крепкие альтисты, но почему они не играют на этих площадках? Неужели я какой-то спичкой выстрелил и это куда-то уйдет опять? Но, думаю, не уйдет, ведь для меня сочинили гениальные вещи Альфред Шнитке, Софья Габайдуллина, Гия Канчели, Александр Чайковский. Всего более 50 произведений. Я вижу, что эта музыка звучит, и я этому радуюсь.


фото: Кирилл Акушев