Валерий Димоев: «Детский отдых должен отвечать запросам времени»
Экспертиза Ростов-на-Дону
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Валерий Димоев: «Детский отдых должен отвечать запросам времени»

Руководитель детского оздоровительного комплекса «Жемчужина России» Валерий Димоев рассказал РБК Ростов о развитии детского отдыха, сложностях в этой сфере и трансформации курорта Анапа за последние годы

— Как давно вы занимаетесь детским отдыхом? Насколько сильно изменилась эта сфера за последние 15 лет?

— В 2005 году я переехал из Краснодара в Анапу, где занялся развитием детского спортивно-оздоровительного комплекса «Жемчужина России». Моя семья — педагоги в нескольких поколениях, поэтому для меня детский отдых не просто бизнес или сфера деятельности. Можно сказать, что это призвание.

Нужно заниматься подрастающим поколением. Эти дети — будущие руководители, главы компаний, представители госвласти, они будут здесь жить и работать. От нас зависит, какими они вырастут.

Сфера детского отдыха сильно трансформировалась за последние 15 лет. И, к сожалению, во многом в худшую сторону. Анапа — крупнейшая российская детская здравница. Тем не менее, число детских лагерей здесь существенно сократилось, из года в год их становится все меньше.

— С чем вы связываете эти изменения?

— Как бизнес-модель детские лагеря не особо выгодные — это не очень маржинальный вид деятельности. Взрослый же отдых относится к высокомаржинальным: по отдельным объектам и направлениям доходность может достигать 30%, а в случае с детским отдыхом хорошо получать даже 10%.

С другой стороны, каждый год ужесточаются требования к организации отдыха несовершеннолетних. Основным заказчиком является государство, поэтому и оказываемые услуги запрашиваются высокого качества. Внимание со стороны надзорных органов очень большое. Наверное, нет такого учреждения, которое бы не контролировало детские лагеря. При низкой маржинальности у лагерей нет свободных средств для модернизации, они не инвестируют в развитие. В итоге многие не проходят проверки и закрываются.

Если до 2003 года было много льгот (например, детским лагерям не надо было платить земельные и имущественные налоги), то сейчас все изменилось. Нет ничего, что мотивировало бы бизнесменов заниматься детским отдыхом. Санаториям и лагерям очень сложно выживать в текущих рыночных условиях, не говоря уже о развитии и инвестировании.

«Жемчужине России» позволяет развиваться масштаб — мы большие, поэтому есть возможность оптимизировать расходы и по питанию, и по модернизации и инфраструктуре. У нас получается правильно распределять деньги и пускать свободные средства на развитие лагеря.

— По вашему мнению, какие меры поддержали бы детский отдых и помогли бы его развитию?

— Если бы государство разрешило отыгрывать торги на три года, то это позволило бы поддержать сферу. Бюджетное законодательство такое допускает. Но все наши заказчики из государственной сферы почему-то рассматривают только краткосрочные контракты.

Зная, что у нас есть загрузка на следующие три года, мы бы смогли спокойно работать и стабильно вкладываться в развитие. Но бизнес сейчас существует в условиях неопределенности: нет будущего, никто не знает, что случится завтра. Допустим, я возьму кредит, вложусь в расширение или модернизацию. А если завтра не выиграю торги? Нет гарантий и стабильности.

Более того, банки очень неохотно работают с детскими лагерями, так как видят, что маржинальность в этом сегменте очень низкая. При наличии контракта с государством на несколько лет было бы намного проще получить заемные средства.

— Как изменения в детском отдыхе повлияли на облик Анапы? Сильно ли город изменился за последние годы?

— Знаменитая как крупнейшая всероссийская детская здравница Анапа сильно изменилась. Как я уже говорил, детских лагерей с каждым годом становится все меньше и меньше, прирастает направление семейного отдыха.

Но хуже всего то, что в курортных городах сейчас преобладает развитие не туристического сегмента, а жилых комплексов. Вместо инфраструктуры для отдыхающих возводятся многоквартирные дома. С моей точки зрения, туристические зоны не должны превращаться в спальные районы или индустриальные города. Застраивается первая береговая линия, появляются апартаменты, строительство которых никак не регламентируется.

В результате вырастает нагрузка на инженерную инфраструктуру, вместо красивых аллей возникают типовые «этажки». Для развития города как курорта это очень плохо. Приезжая на отдых, человек хочет видеть соответствующую обстановку, парки, зоны отдыха, клумбы, развлекательные заведения. Никто не желает уехать из мегаполиса и оказаться в точно таком же городе.

— С чем, по вашему мнению, связана такая трансформация?

— Прежде всего, с высокой маржинальностью сферы строительства. У таких проектов быстрая окупаемость. А в нашей сфере инвестиции в детские лагеря возвращаются 15-20 лет. Если ситуацию не исправить, то, боюсь, в ближайшие 15 лет в городах Черноморского побережья останется мало курортного.

— Увеличивается ли активность государства как заказчика? Какие изменения происходят в этой сфере?

— Последние годы государство выступало основным заказчиком в сфере детского отдыха. Также есть запрос от крупных компаний. Например, у РЖД или «Газпрома» хорошо налажена работа в социальном направлении.

Но с каждым годом все меняется. Так, правительство Москвы ранее выделяло путевки семьям. Теперь на уровне субъекта они приняли новый закон и выплачивают льготу деньгами, трата которых никак не контролируется. Куда средства идут, не известно. В результате многие социально незащищенные дети не получают ни отдыха, ни лечения, ни профилактики.

В моем понимании, должно быть четко определено, что оздоровление детей — это государственная функция. Когда власти будут целенаправленно финансировать направление, они параллельно простимулируют развитие детских лагерей.

— Многие ли родители решают самостоятельно приобрести путевку и отправить ребенка в детских лагерь? Можно ли развивать это направление?

— Основные причина, почему родители не хотят отправлять детей в лагеря, — устаревшая материально-техническая база и отсталость программ. Во многих заведениях мало что изменилось по сравнению с тем, что было 20 лет назад. Модернизацию нужно проводить не только для того, чтобы соответствовать требованиям контрольных органов, но и для того, чтобы быть современными и востребованными. Нужны новые активности, методы обучения, программы лечения и так далее.

Как только мы отвечаем потребностям клиентов, начинает расти спрос, родители покупают путевки. Многие дети с удовольствием приезжают, многие семьи готовы платить за отдых своего ребенка — но только если услуга соответствует современным критериям качества сервиса.

— Как вы планируете дальше развивать «Жемчужину России»?

— Мы планируем и дальше двигаться в уже существующем направлении. В любом случае, «Жемчужина России» останется детским лагерем. Переформатировать в заведение для взрослых мы ее точно не собираемся — несмотря на то, что там и доходы выше, и работать проще. Вариант закрытия не рассматривается. Лагерь существует уже 45 лет и продолжит работать как детская здравница.

В этом году впервые за все время существования «Жемчужины России» проводится замена инженерных сетей — канализации, водопровода и так далее. С 2013 года в лагере реконструировали все корпуса, номера оснастили удобствами. Дети питаются пять раз в день, их обслуживают официанты. Детский труд не используется, школьники полноценно отдыхают.

Меняются потребности детей и требования к отдыху. Поэтому мы готовы делать все по запросу рынка для того, чтобы соответствовать ожиданиям — и реновацию корпусов, и внедрение новых видов лечения или воспитательных методик.

— Планируется ли в целом менять подход к детскому отдыху в рамках проекта курортного города Miracleon? Какое место в нем отведено семейному отдыху?

— Мы большое внимание уделяем детям и семьям. И так как было много запросов от родителей насчет совместного отдыха, то мы решили создать ряд дополнительных заведений формата «мать и дитя». Если «Жемчужина России» — это детское заведение, то в ряде других наших проектов упор делается на семьи. При этом все они сегментированы и создавались с четким пониманием, на какой возраст, на какие семьи ориентированы объекты.

Среди них— Beton Brut, «Дача Del Sole», Fioleto, MoreLeto, которые сейчас очень востребованы на рынке. Там оказывается полный цикл услуг по принципу «все включено», что очень востребовано в наши дни.

Сегодня мы идем дальше и строим уже не отдельный отель, а целый курорт Miracleon. Многие наши туристы едут за границу по одной простой причине — здесь они не могут получить услугу нужного качества. Поэтому было принято решение построить целый курорт внутри Анапы, где разместятся отели разного уровня и формата, зоны аттракционов, площадки для развлечений, проход на набережную, пляжи. Все это появится уже в ближайшие 5-7 лет. Таким образом мы привлечем и удержим у нас тех туристов, которые сейчас уезжают из России, побудим их тратить деньги внутри страны.

Когда развиваются курорты, создается большое количество рабочих мест, растет налоговая база, муниципалитет получает стабильные поступления в бюджет. В результате выигрывают все. Будут новые объекты — приедут и люди, которые оставят здесь свои средства. Каждый турист — это инвестор для нашей экономики.

— С кем сейчас больше конкурируют Черноморские курорты, друг с другом, или с иностранными площадками?

— Я думаю, внутри страны мы всегда найдем понимание между собой. Было бы правильно сегментировать курорты Черноморского побережья по направлениям, видам отдыха и финансовым возможностям туристов. Тогда мы уже не будем конкурентами и сможем предложить такие условия, чтобы люди не покидали РФ, а оставались отдыхать у нас.
Наша задача — максимально бороться за того туриста, который уезжает за границу.

Если мы сможет разделить курорты по профилю, то, думаю, объем рынка Краснодарского края позволит нам привлечь в край до 30 млн отдыхающих вместо 17 млн человек, приезжающих к нам ежегодно.

— Многое говорится на тему того, что нужно заниматься заполнением курорта в межсезонье. Как, по-вашему, возможно привлечь туристов на курорты в низкий сезон?

— Я уверен, что потенциал увеличения сезона в детском направлении очень большой. Так, например, благодаря нашему климату проводить оздоровление можно в период с марта по ноябрь. Погода это позволяет. Но при этом летний сезон очень востребован — и было бы разумно выделить его для детей из других субъектов Федерации, где сильно не хватает солнца и моря. Мы могли бы этот период оставить для тех, кто в этом сильно нуждаются, а путевки от Краснодарского края распределить уже на межсезонье.

Сезон взрослого отдыха тоже можно увеличить — за счет мероприятий, принципа «все включено», крытых бассейнов, спа. Мы свою загрузку последовательно наращиваем. Это видно уже на примере отеля Beton Brut — в 2018 году загрузка в октябре держалась на уровне 27%, в этом году мы зафиксировали уже 41%.

Miracleon — это комплексный проект курортного города, который планируется построить в Анапе в ближайшие 5-10 лет. На территории в 500 тыс. кв.метров разместятся отели, ландшафтный парк, кафе, рестораны, собственная набережная, большая пляжная зона, единая для всех отелей комплекса, парк развлечений, концертный зал, система бассейнов площадью 7000 кв.м. В его состав курорта войдут уже работающие отели Beton Brut, Fioleto, «Дача Del Sole», MoreLeto, а также детский лагерь «Жемчужина России». В проект будут интегрированы и новые наши отели, строительство которых сейчас ведется — Great Eight и FЮNF (открытие запланировано в 2021 и 2022 гг.). Всего же за время реализации проекта в Miracleon появится более 25 гостиниц, в общей сложности на 3250 номеров.