Экстенсивное развитие онлайн-торговли и маркетплейсов в России, которые показали многократный рост с начала пандемии, поставило в неравные конкурентные условия традиционную розницу.
Отсутствие регулирования деятельности цифровых платформ по аналогии с офлайн-ритейлом может привести к монополизации отрасли, считают эксперты.
«По темпам роста интернет-торговля значительно опережает обычную, но те правила, по которым торгуют в интернете, отличаются от правил традиционной розницы. Это создает опасную конкуренцию и опасность для людей, которые покупают в интернете», — отметил во время конференции депутат Госдумы от Краснодарского края, первый зампредседателя комитета ГД по контролю Дмитрий Гусев.
В настоящее время в законодательном поле не существует специального закона о маркетплейсах. Работу платформ регулируют ряд общих законов, в их числе закон «О защите прав потребителей» и «О защите конкуренции», а также ряд постановлений правительства. Порядок применения договорных неустоек в отношении контрагентов, как правило, определяют сами платформы. Это привело к большому количеству конфликтных ситуаций между известными в России маркетплейсами, владельцами ПВЗ и продавцами.
«Очевидно, что необходимо убрать барьеры в части, например, принудительных скидок, акций и т.д. В законе должна быть четко прописана необходимость жесткого согласования, когда ценообразование идет без участия предпринимателя. Должна быть создана справедливая система разграничения ответственности платформ и их партнеров за качество услуг и товаров», — считает заместитель председателя Общественной палаты Ростовской области, руководитель экспертной группы АСИ в регионе Александр Нечушкин.
В конце ноября Минэкономразвития представило законопроект «О платформенной экономике в Российской Федерации», однако, по мнению экспертов, к законопроекту остаются вопросы. Большинство собравшихся выступили за введение солидарной ответственности маркетплейсов за продаваемые товары наравне с офлайн розницей.
«В сфере маркетплейсов нужно действовать методом грамотного регулирования. Это позволит нам создать здоровую конкуренцию на цифровых площадках: потребители получат справедливые цены, а предприниматели — комфортные условия для продвижения товаров. Поэтому, на мой взгляд, пример здесь нужно брать с правил оффлайна, которые уже сложились», — считает депутат петербургского парламента, лидер фракции «Новые люди» в Петербурге Дмитрий Павлов.
«Это нормально, когда технологии сменяют друг друга, главное чтобы в новых технологиях была конкуренция. Не только конкуренция нового со старым, но и внутри нового. Поэтому когда мы говорим, что маркетплейсы конкурируют с традиционными технологиями в торговле, транспорте, туристических, логистических и прочих услугах и сферах, мы должны в первую очередь обращать внимание, чтобы не было злоупотребления монопольным положением», — резюмировал зампредседателя «Деловой России», зампредседателя Общественного совета Минпромторга и председатель Экспертного совета Фонда развития промышленности Антон Данилов-Данильян.
Еще одна проблема экстенсивного развития платформ — это слабая социальная защищенность работников на всех уровнях экосистемы маркетплейсов, которая приводит к большой текучке персонала, а также росту числа забастовок среди работников. Сотрудники жалуются на непрозрачную систему штрафов, отсутствие трудовых договоров. Значительная доля сотрудников цифровых платформ оформлена в качестве самозанятых, включая те виды деятельности, когда работник фактически выполняет функционал наемного работника.
«В текущем законопроекте о платформенной экономике многие социальные вопросы отданы на откуп платформам. Но здесь важно обратить внимание на то, не входит ли это в противоречие с действующим законодательством. Например, маркетплейсам предлагается самим разрабатывать порядок нормативов по предельному рабочему времени или поднятию тяжестей. Напомню, что эти вопросы уже прописаны в трудовом законодательстве. Поэтому никакие нормативы в законопроекте не должны расходиться с действующим законодательством», — считает председатель профсоюза «Новый труд» Дарья Митина.
Эксперт подчеркивает что, если в законодательстве РФ появится закон «О платформенной экономике», то необходимо принять и отдельный закон «О платформенной занятости».
Источник