На сессии «Ключи к внешним рынкам в новых условиях» эксперты обсудили кейсы эффективной работы на внешних рынках в нынешней ситуации и действенные инструменты коммуникации.
В дискуссии приняли участие: Елена Федотова, начальник управления международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности Министерства экономического развития Ростовской области, Наталья Жучкова, и.о. директора АНО «Центр поддержки экспорта» Ростовской области, Александр Санеев, руководитель ростовского представительства Российского экспортного центра, Дина Горчакова, старший эксперт по электронной коммерции Группы компаний «Российский экспортный центр», Владимир Бухтияров, заместитель директора ООО «Энергия», Анатолий Железный, заместитель генерального директора ООО «Маяк», Валерий Болюченко, президент Группы «Тамга», Анна Панас, исполнительный директор MarketPlace Expert, исполнительный директор MarketPlace Expert, член комитета по ВЭД общественной организации МСП «ОПОРА России», Юлия Ханталина, руководитель «Международное экспортное агентство «Свои люди», Валерия Елева, руководитель филиала Торгово-промышленной палаты Российской Федерации — ответственный секретарь отделения МКАС в г. Ростове-на-Дону.
«Экспортный лифт: прорыв в новую реальность» — это ежегодное событие, которые мы проводим второй год подряд. Основная мысль этого мероприятия — повышение доступности экспорта для компаний малого и среднего бизнеса. Тема вовлечения именно малого бизнеса в экспортную деятельность — это федеральная идея последних лет. На Юге она работает довольно не плохо: данные Росстата показывают, что за последние три года количество субъектов экспортной деятельности в сегменте МСБ увеличилась в разы», — отметил генеральный директор Аналитического центра «Эксперт Юг» Владимир Козлов.
Он привел данные исследования АЦ «Эксперт Юг»: около 75% из 86 опрошенных руководителей компаний, которые занимаются экспортной деятельностью считают, что в текущих условиях развитие экспорта привлекательно: оптимизм и ожидания, связанные с развитием экспортной деятельности довольно высок. На вопрос «Что мотивирует компании заниматься экспортной деятельностью?» респонденты чаще упоминали большой потенциал наращивания объемов и более высокую рентабельность.
«Здесь можно выделить главное: есть большие предпосылки не только с точки зрения государственной политики, но и точки зрения мотивации самих компаний», — отметил Владимир Козлов.
К конференции дистанционно подключилась начальник Управления международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности Министерства экономического развития Ростовской области Елена Федотова.
«Конференция «Экспортный лифт: прорыв в новую реальность» в новых форматах — это возможность для нас услышать, какие меры поддержки наиболее эффективны, что нам необходимо учесть и предпринять для развития экспорта». — отметила спикер.
Елена Федотова отметила, что пандемия коронавируса повлияла на рост экономики во всех регионах, а также на уровень участия экспортно-импортных операций. «Однако, даже в это непростое время действия ограничительных мер сохраняется рост экспорта продовольственных товаров, сельскохозяйственного сырья (примерно 13%), химической продукции (на 11%)».
По ее словам, глубина падения экспорта в регионе ниже среднего по России: «Экспорт Ростовской области в первом полугодии 2020 года сократился на 10% по сравнению со среднероссийским падением на 22%. Это снижение произошло за счет таких товарных групп, как экспорт минеральных продуктов (на 47%), машиностроительной продукции (на 17%), черных цветных металлов. Но регион по-прежнему сохраняет свое первое место среди субъектов ЮФО по объемам экспорта».
Спикер подчеркнула, что на Дону реализуется ряд региональных проектов, входящих в систему программы «Международная кооперация и экспорт», сформирована эффективная инфраструктура поддержки экспортеров: «В Ростовской области одним из первых было создано представительство Российского экспортного центра. Эффективно реализует свою деятельность Центр поддержки экспорта. Линейка продуктов поддержки экспортеров пересмотрена в пользу реализации мероприятий в онлайн-формате, а также точечного поиска зарубежных партнеров для предприятий региона.
По мнению Елены Федотовой, «реализация и функционирование инфраструктуры поддержки экспорта привело к тому, что наш регион уверенно входит в пятерку лидеров среди российских регионов по объему несырьевого неэнергетического экспорта».
«В структуре нашего экспорта преобладают именно товары несырьевой неэнергетической группы — это почти 84%. Широка и география поставок: экспорт осуществляется в 140 стран мира». — отметила Елена Федотова.
Продолжила тему Наталья Жучкова: «Сейчас для нас время очень тяжелое. Экспорт в Ростовской области падает, но в меньшей степени в сравнении с другими субъектами по России. Для того, чтобы не ушли на ту же планку падения, нам нужно всем собраться и помочь экспортерам и имиджу Ростовской области». Спикер отметила низкий уровень доверия бизнеса к господдержке: «Бизнес почему-то боится работать с бюджетными деньгами. Нас курируют все отчетные палаты, но это не говорит о том, что мы не можем находить интересные точки взаимодействия, которые помогут бизнесу. Останавливать бизнес могут только сложившиеся стереотипы».
Александр Санеев подчеркнул актуальность исследования АЦ «Эксперт Юг»: «Экспорт действительно привлекателен, большое количество новых компаний начинают экспортировать продукцию. Если раньше это были разовые поставки, то сейчас происходит диверсификация». По его мнению, залог успеха экспортной деятельности кроется в компетенциях: «это привлеченные специалисты — свой штат или аутсорсинговые. Набор компетенций, которые компании могут получать в Центре
поддержки экспорта России и от Российского экспортного центра». Спикер считает, что пандемия спровоцировала не только изменения в экспортной продуктовой линейке, но и активизировала работу РЭЦ по созданию системы «одного окна» для экспортеров, уже запущенной в тестовом режиме. «Идея самой системы в заведении максимального количества государственных услуг РЭК и ЦПЭ онлайн, что позволит ускорить процессы производства документации.
На второй сессии «Эффективные коммуникации с внешними рынками: как это делать» участники поделились идеями, как презентовать свой потенциал в условиях свернутых выставок и бизнес-миссий.
С докладами выступили: Никита Боцва, эксперт по внешнеторговой деятельности ГК «Эксперт Групп», Юлия Бокарева, начальник отдела продаж ООО «Энсет», Екатерина Антипова, директор по продажам ООО «Трейдберри», Игорь Федоров, генеральный директор «Статера», Анна Барышникова, начальник управления внешнеэкономического сотрудничества и выставочно-ярмарочной деятельности Союза «Торгово-промышленная палата Ростовской области», Юлия Ханталина, руководитель «Международное экспортное агентство «Свои люди», Анна Панас, исполнительный директор MarketPlace Expert, исполнительный директор MarketPlace Expert, член комитета по ВЭД общественной организации МСП «ОПОРА России», Михаил Мартынов, руководитель направления по связи с госорганами компании «ПАЛ».
Конференция прошла в смешанном формате с соблюдением санитарных норм, в связи с эпидемиологической обстановкой. Запись прямой трансляции конференции можно посмотреть на Странице «Эксперта ЮГ» в FB. Презентации спикеров доступны на лендинге проекта.
Организатор конференции — АНО «Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области». Оператор конференции — Аналитический центр «Эксперт Юг». Информационный партнер – РБК.