В этом году банк выступил генеральным партнером мероприятия. Участники дискуссий обсудили ключевые вопросы и проблемы, связанные с развитием малого и среднего бизнеса в России: поиск источников финансирования предпринимательских инициатив, расширение возможностей участия в закупках крупнейших заказчиков, создание систем развития растущих компаний, поддержки экспортной продукции, цифровизацию сегмента.
Руководитель направления «Средний и малый бизнес» Промсвязьбанка Константин Басманов поделился экспертными оценками по объему финансирования, который необходимо вложить в сектор, чтобы по своему вкладу в ВВП российские предприятия сравнились с западными компаниями.
«Одна из целей национального проекта «Малый бизнес» — обеспечить вклад малого и среднего бизнеса в ВВП в размере 32%. Это очень большая цифра, сейчас мы находимся на уровне около 22%. И мы посчитали, сколько в рублях малый бизнес должен производить продукции и услуг, чтобы иметь такой вклад. По нашим оценкам, основанным на данных Росстата и прогнозах роста ВВП, в 2017 году МСБ получили выручку в размере 55 трлн руб., а, чтобы достигнуть целевого показателя, с учетом ежегодного роста ВВП, их выручка должна составить 122 трлн руб. в 2024 году», — рассказал банкир.
Для достижения подобных показателей рабочий капитал компаний должен вырасти на 32 трлн рублей. Такие цифры достижим только при развитии небанковских инструментов финансирования, убежден Константин Басманов. «Банковское кредитование — это дополнительное финансирование к собственному капиталу, а его не хватает, ведь сегодня малый бизнес не имеет опыта и инструментов привлечения собственного капитала. В ближайшие три года стоит задача насыщения рынка небанковскими формами финансирования — выпусками облигаций, акций на специальных секциях биржи, привлечением венчурных инвесторов», — говорит он.
Старший вице-президент направления «Средний и малый бизнес» Промсвязьбанка Александр Чернощекин поднял вопрос снижения ставки на кредитные продукты для малого бизнеса. По его мнению, это возможно сделать за счет использования современных технологий, в частности, big data. «Каждое предприятие само по себе является генератором большого массива информации, больших данных, а именно транзакционной активности, данных движений по счетам и контрагентам, выплат сотрудникам и перечислений налогов. Однако основная проблема на текущий момент — это отсутствие ответа на вопрос, кто является владельцем данных, предприниматель или оператор транзакций», — считает топ-менеджер.
Сейчас информация по умолчанию находится у банков и операторов данных, а сам бизнесмен не может свободно ей распоряжаться. Получение такого права, использования данных по транзакциям, значительно облегчило бы МСБ процесс получение финансирования, говорит Александр Чернощекин.
«Чем больше данных, тем точнее предсказательная модель банка. Это, в свою очередь, снижает себестоимость кредитных продуктов, а возможность предпринимателю самостоятельно распоряжаться теми данными, которые генерирует его компания, повысит прозрачность рынка и откроет доступ к инвестициям, — поясняет он. — Это видно на примере Промсвязьбанка. После запуска онлайн-кредитования, когда мы на основе данных компании стали предлагать взять им кредит без подписания каких-либо документов, просто на основании их транзакций, мы зафиксировали рост спроса на кредитование в 25% в течение года».