
Ключевым элементом на всех этапах реорганизации становится бизнес. Он выступает и в качестве главного заказчика, и партнером подготовки специалистов, готовых к решению сложных производственных задач, к разработке новых прорывных технологических решений. Инструментом задуманного выступают федеральные программы, такие как «Передовые инженерные школы» (ПИШ), направленная на вузовскую аудиторию, или «Профессионалитет», нацеленная на рабочую молодежь.
Частно-государственное партнерство демонстрирует хорошие результаты, что подтверждает практика ведущих предприятий страны. Таким примером может служить Ростсельмаш. Нужно отметить, что производитель аграрной техники тесно взаимодействует с учебными заведениями на протяжении всей своей, почти вековой, истории.

Еще в 2000-х годах он запустил сразу два собственных проекта: «Кадры для отрасли», направленный на поиск, отбор и мотивацию талантливых студентов для их дальнейшего трудоустройства в компании; и «Образование», нацеленный на комплексное сотрудничество с образовательными учреждениями, готовящими кадры для АПК. В рамках последнего компания открыла специализированные аудитории в десятках ссузов и вузов страны.
Вполне логично, что компания одной из первых поддержала новые образовательные инициативы государства. В 2022 году совместный с Донским государственным техническим университетом (ДГТУ) проект создания Института перспективного машиностроения «Ростсельмаш» вошел в число победителей конкурса Передовых инженерных школ.
Эффективность выбранной стратегии подтверждается успешностью нового подразделения. По итогам защиты отчета за прошедший год рейтинг ИПМ «Ростсельмаш» поднялся сразу на 7 пунктов в общем рейтинге ПИШ России.
Институт перспективного машиностроения «Ростсельмаш» развивается и пользуется у абитуриентов популярностью: они видят прикладной характер обучения. На его базе действует площадка полного цикла: донской инжиниринговый центр обеспечивает проектирование, южный центр модернизации машиностроения — производство, испытательный центр — исследования готовой продукции. Если говорить о технологических продуктах, то можно выделить несколько интересных кейсов, выполненных ПИШ ДГТУ или с участием студентов.
В их числе — создание ультрафиолетовой испытательной камеры ускоренного старения для исследования деградации резиновых, пластмассовых изделий и лакокрасочных материалов; универсальный стенд испытания ременных передач; создание оборудования для определения коэффициента трения скошенной массы различных зерновых культур разной степени влажности. Последняя разработка, заказчиком которой выступила компания Ростсельмаш, не имеет аналогов в России.

Валерий Мальцев, генеральный директор Ростсельмаш, высоко оценивает эффективность ПИШ. «Мы ставили перед передовой инженерной школой две основные задачи — создать кадровую базу компании, а также разрабатывать реальные технологические продукты и технологические решения, которые будут внедряться на предприятии. Я считаю, что обе задачи успешно выполняются. Первые 37 выпускников передовой инженерной школы ДГТУ уже трудоустроены в нашей компании. В этом году мы примем еще 150 инженеров. Совместно с университетом мы усовершенствовали программы обучения, и сейчас вместе с ДГТУ думаем о том, чтобы готовить не только высокопрофессиональных конструкторов, но и расширять программы в сфере технологического обучения. Поддержка передовой инженерной школы ДГТУ будет продолжена, как это и было в течение трех предыдущих лет», — сказал Валерий Мальцев.
ПИШ Ростсельмаш и ДГТУ является ярким примером успешной интеграции образования и производства, демонстрирующим преимущества частно-государственного партнерства. Этот опыт может быть масштабирован и использован другими предприятиями и учебными учреждениями для подготовки квалифицированных кадров, способных решать сложные технологические задачи и обеспечивать инновационное развитие российской экономики.
Максимальный результат предприятиям дает расширенный спектр сотрудничества с образованием, который охватывает разные вузы. У производителей появляется больше партнеров и возможностей не только в подготовке кадров, но и в решении стратегических вопросов развития. Ростсельмаш плотно взаимодействует с техническими университетами России по подготовке инженеров и развитию компетенций действующих специалистов; подключает талантливую вузовскую молодежь к реальным задачам компании.

Так, в 2023 году на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана был создан научно-образовательный центр «Ростсельмаш-МГТУ», который тесно работает с научно-техническим центром и дивизионом строительной техники компании по гидравлике, автоматическим коробкам передач, другим системам машин и по различным тематикам; порядка полутора десятков проектов уже реализовано. Ведутся проекты для ДСТ с Южно-Уральским государственным университетом; дорожная карта разработана с Волгоградским техническим университетом для тракторного производства.
Еще одно направление, которое производитель активно развивает, — подготовка рабочих кадров. Весной в рамках федеральной программы «Профессионалитет» в Ростовской области создан образовательный кластер «Машиностроение». В него вошли семь образовательных учреждений региона во главе с Ростовским колледжем технологий машиностроения и 4 предприятия Ростсельмаш. Планируется, что уже в сентябре следующего года 690 молодых людей станут обучающимися нового образовательного кластера.
На его создание в 2026 году федеральный бюджет выделит 100 млн. рублей, 60 млн. рублей выделит ГК Ростсельмаш. Средства будут направлены на модернизацию материально-технической базы кластера. В качестве ключевого промышленного партнера ГК Ростсельмаш будет участвовать в разработке и корректировке образовательных программ, выступать главной площадкой для производственной подготовки обучающихся, высококвалифицированные сотрудники предприятий пополнят ряды преподавателей и мастеров производственного обучения.
«Для Ростсельмаш это ключевое соглашение с точки зрения кадровой политики компании», — подчеркивает Денис Радионов, директор по персоналу компании.
Реклама, 16+, https://rostselmash.com, ООО «КЗ «Ростсельмаш», erid: 2SDnjcR7vnJ