![Фото: ВТБ](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/5/67/297353016080675.jpg)
На протяжении нескольких лет ВТБ получает награду Forbes в номинации «Лучший семейный финансовый офис». Сегодня эта услуга доступна всем VIP-клиентам банка и включает в себя широкий спектр опций от налогового и юридического сопровождения до планирования эксклюзивных путешествий. О том, почему семейный банкинг сегодня становится все более востребованным и какие возможности для управления активами семьи предлагает ВТБ, рассказала РБК Ростов Наталия Носова, директор офиса ВТБ Private Banking в Ростове-на-Дону.
На интервью с РБК Юг она пригласила генерального директора компании «Невод» Павла Родихина, который с 2020 года является премиальным клиентом банка. Какие преимущества имеют тарифы, предоставляемые ВТБ, насколько эффективна работа с менеджерами банка, он рассказал с позиции личного опыта.
«Семейный офис» доступен всем VIP-клиентам банка
— Клиентам ВТБ Private Banking доступна услуга «Семейный офис». Что представляет собой это направление работы, на какую категорию клиентов рассчитано?
Н.Н.: — Услуга «Семейный офис» является уникальной на рынке и нашей визитной карточкой. С 2020 года ВТБ ежегодно получает награду Forbes в номинации «Лучший семейный финансовый офис». Данная услуга доступна всем VIP-клиентам банка и включает в себя налоговое и юридическое сопровождение, альтернативные инвестиции, Lifestyle management. Большим вниманием у клиентов пользуется наследственное планирование, релокация бизнеса и помощь с подбором недвижимости, организация досуга и отдыха. Например, предлагаем мы такие эксклюзивные варианты, как экспедиционные туры на Северный полюс и в Антарктиду. У нас очень активно развивается дисконтная программа — все больше премиальных компаний предоставляют скидки VIP-клиентам ВТБ.
— Насколько востребован семейный подход к управлению финансами в Ростовской области? Как развивается эта услуга?
Н.Н.: — Каждый наш клиент пользуется услугами «Семейный офис». Состоятельные люди хотят получать соответствующий уровень сервиса, при этом в стране ощущается нехватка консультантов, имеющих знания и необходимый опыт работы с семьями с крупным капиталом. У нас такой сервис есть, и «Семейный офис» высоко востребован.
Мы работаем 13 лет, и за это время, надеюсь, узнали каждого члена семьи наших клиентов — их желания и потребности, как в финансовой, так и в нефинансовой сфере. Клиенты доверяют нам не только свой капитал, но и открывают занавесы и отодвигают личные границы. Мы давно перестали рассматривать наши достижения в разрезе одного года, сейчас имеет значение то, что строилось и развивалось десятилетиями. Можно с уверенностью сказать — у нас это получается!
— Есть ли некое универсальное предложение для всех клиентов «Семейного офиса»? Или для каждой семьи разрабатывается отдельный, уникальный продукт в зависимости от запроса?
Н.Н.: – Да, у нас есть пакетные предложения, это удобно, когда нужно составить общее представление о наших возможностях. Но когда доходит до реализации, всегда возникают нюансы и предпочтения. Из многообразия «готовых» решений мы собираем конструктор – то, что подходит конкретному клиенту. Индивидуальный подход — это один из важных принципов в сфере услуг. Каждый наш клиент, каждая семья — уникальны. Поэтому любой запрос прорабатывается индивидуально, с учетом пожеланий и предпочтений.
С клиентом работает целая команда, привлекаются партнеры, обязательно рассматриваются несколько вариантов решения кейса. Конечно же, мы всегда прислушиваемся к пожеланиям, но наш профессионализм позволяет вступать в дискуссию и предлагать лучшее.
П.Р.: — Я со своим менеджером консультируюсь почти каждый день, во всех абсолютно случаях. Всегда хочется услышать совет профессионала. Я работаю со многими брокерами, но в ВТБ, по моему мнению, самый лучший. Когда мы советуемся, я абсолютно каждое его слово воспринимаю, как дельную информацию в текущем моменте, — поделился клиент банка. — Также ребята из ВТБ не просто работают под запрос, а смотрят на ситуацию более широко, предлагают несколько вариантов и всегда предупреждают о рисках.
![Фото: ВТБ](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/4/87/297352925801874.jpg)
— Как вы оцениваете финансовую грамотность клиентов в области семейного планирования и инвестиций?
Н.Н.: — Я отмечу высочайший уровень знаний и навыков клиентов в области инвестиций. Также я наблюдаю, что число клиентов, которые непрерывно развиваются и повышают свои знания, постоянно растет. Сейчас практически не найдешь человека, у которого нет брокерского счета и нет опыта, в том числе не только положительного. Вспомним заблокированные активы. Многие стали экспертами в области международных инвестиций и права «благодаря» недружественным действиям ряда западных стран и организаций.
Что касается семейного планирования, то тут нам есть к чему стремиться. Так, по данным исследования PWC «Частный и семейный бизнес в России», менее 10% компаний в России имеют план преемственности бизнеса, и менее 50% собственников планируют передать руководящую роль в компании наследникам. Вместе с этим подавляющее большинство компаний хотят защитить свой бизнес, как семейный актив, и обеспечить его устойчивость на поколения вперед. То есть многие хотят, но не все понимают, как это сделать.
— Какие риски вы видите для семейного бизнеса и как Private Banking может помочь их минимизировать?
Н.Н.: — Помимо рисков, связанных с текущей рыночной ситуацией, для семейного бизнеса самым важным является выживание и сохранение после смены поколений. По статистике (PWC) около 75% компаний в РФ сейчас принадлежит первому поколению собственников. Это значит, что вопросы преемственности будут становиться все более актуальными.
Поэтому ВТБ Private Banking совместно с МГУ, ведущим вузом страны, реализовали обучающую программу «Управление семейным капиталом». В программе заложен комплекс знаний в области корпоративного управления семейным бизнесом. По окончании учебы клиенты и члены их семей понимают особенности семейных компаний, имеют план преемственности и стратегического развития, умеют организовывать эффективную работу совета директоров, обеспечивают административно-правовую защиту бизнеса, изучают мировой опыт, понимают состояние и тенденции финансовых рынков, учатся решать конфликты между членами семьи, партнерами.
Клиенты хотят скорости получения вопросов
— В этом году ВТБ в очередной раз стал лидером рейтинга Forbes среди банков для крупного частного капитала, по данным журнала портфель средств под управлением ВТБ Private Banking с начала года увеличился на треть и превысил 5 трлн руб. Это данные по стране — а какова ситуация в регионах, в частности, в Ростовской области? Насколько здесь заметен рост портфеля ВТБ Private Banking? И насколько в целом доля регионов сегодня заметна в общем портфеле, управляемом ВТБ Private Banking?
Н.Н.: — Отмечу, что офис Private Banking в Ростове-на-Дону уже не первый год занимает лидирующую позицию, являясь крупнейшим в региональной сети ВТБ по размеру портфеля под управлением и количеству клиентов. Более 2000 клиентов доверили нам свыше 120 млрд рублей. Прирост портфеля в ростовском vip-офисе с начала 2024 года составил 25,8 млрд руб., это порядка 25%. Доля регионов в общем портфеле составляет около 45%.
— Как изменилось количество клиентов ВТБ Private Banking в Ростовской области за последний год? С чем связана эта динамика? Общая для России тенденция — переток в Россию капиталов состоятельных клиентов под влиянием санкций. Актуальна ли эта тенденция для Ростовской области? Какие еще факторы, кроме санкций, влияют на приток новых клиентов?
Н.Н.: — Количество клиентов за этот год выросло на 24%. На мой взгляд, перетока, то есть возврата средств из-за рубежа, в чистом виде нет. Основное влияние оказывает ограниченная возможность вывода средств в иностранные юрисдикции и нежелание недружественных банков работать с россиянами. То есть, прибыли компаний, дивиденды и доходы наших клиентов остаются в стране. Ключевые факторы роста нашей клиентской базы и бизнеса — это высочайший уровень сервиса, профессионализм команды и отсутствие текучести кадров, лучшие продукты на рынке.
![Фото: ВТБ](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/1/31/297352925800311.jpg)
— Рост ключевой ставки ЦБ РФ стал главным вызовом года для всей банковской системы страны. Как развивается в этих условиях Private Banking? И если говорить о том, что любой вызов открывает новые перспективы, то какие возможности увидели для себя ваши клиенты в этой ситуации?
Н.Н.: — Я могу выделить два основных вызова. Первый — это переход в краткосрочные инвестиции. Мы первыми на рынке запустили вклад, привязанный к ключевой ставке. Он позволяет оперативно управлять сбережениями, получая доход, защищенный от инфляции и колебаний рынка.
Второй — это переход из рынка капитала в инструменты фиксированной доходности. У нас широкая линейка инструментов с защитой капитала, фиксированными купонами. Например, структурные облигации с защитой капитала и с дополнительными возможностями получения купонов, а также страховые программы с купонами, приближенными к депозитам. То есть, несмотря на трудности текущего момента, появились возможности инвестирования с хорошим балансом высокой доходности и гарантии возврата инвестиций.
— С какими основными запросами обращаются к вам клиенты, и как эти запросы меняются в последние два года?
Н.Н.: — Я не отмечаю существенной разницы в характере запросов клиентов. Помимо изменения в инвестиционных предпочтениях, клиенты по-прежнему хотят оперативно решать свои вопросы. Чтобы лучшие продукты и услуги можно было получить в одном месте, не отвлекаясь от бизнеса и семьи, сравнивая цены и условия.
Мы видим заметный рост интереса к продуктам, ориентированным на семьи, на каждого ее члена. 2024 год в России был назван «годом семьи», и мы помогаем гражданам России приобщаться к совместным финансовым целям и долгосрочному планированию.
В ВТБ Private Banking мы реализовали стратегическую инициативу — «Семейный банк». Он позволяет объединить повседневные услуги и продукты для всех членов семьи. Клиент банка в ВТБ Онлайн создает группу, каждый участник которой получает привилегии от повышенного кешбэка и большего количества бонусных категорий (до 10) до увеличенных ставок по депозитам, скидки на страхование и связь. За счет реализации этого проекта выдача детских карт в банке увеличилась на 40%, объем всех карт в рамках «Семейного банка» вырос на 80%.
П.Р.: — Моя семья с удовольствием пользуется услугами vip-офиса. Очень удобно, что всеми членами моей семьи занимается один менеджер и решает все вопросы. Супруга приобщается к инвестициям, а дочь в восторге от детского стикера.
Лично для меня, если бы не было тех тарифов, которые предоставляют в ВТБ, я вряд ли бы смог активно торговать. В моей стратегии, самое главное — тариф, который позволяет совершать сделки внутри дня. Многие банки не ориентированы даже на такие операции как шорт, у некоторых брокеров их в принципе нет. В ВТБ я могу пользоваться максимально широким спектром опций. В этом банке для активной торговли предоставляются все сервисы, аналитика и экспертиза. Они позволяют легче, комфортнее и прибыльнее торговать. Помимо этого, сделки можно совершать прямо с телефона — для этого я использую ВТБ Онлайн.
— Как клиенты могут использовать инвестиционные продукты ВТБ для диверсификации своих активов?
Н.Н.: — Клиентам доступна широкая линейка инвестиционных продуктов из акций, облигаций, ПИФов, стратегий доверительного управления, а также страховых продуктов.
Все зависит от опыта на финансовом рынке. Наши клиенты могут самостоятельно подобрать себе в портфель биржевые активы, а могут воспользоваться услугой инвестиционного советника и получить рекомендации напрямую по покупке перспективных с точки зрения прибыли активов.
Также, перед тем как покупать активы, каждый клиент может обратиться к своему менеджеру и обсудить структуру портфеля, поскольку в портфеле должны быть активы защитного, ликвидного и доходного характера.
П.Р.: — Я пользуюсь такими продуктами, как «ВТБ — Ликвидность», «Облигации федерального займа». А также имею портфель акций. Все, что касается быстрой продажи и покупки, без вариантов, есть в ВТБ.
— Сегодня много говорят о дефиците кадров практически во всех отраслях. Учитывая, что работа с состоятельными клиентами требует отдельного набора компетенций, есть ли кадровый дефицит в сфере Private Banking? И если есть, то как решается эта проблема сегодня?
Н.Н.: — В своей сфере я не вижу дефицита кадров. К нам приходят и остаются на долгие годы те, кто разделяет наши ценности — любовь и уважение к клиенту. В нашем офисе нет текучести. Невероятно сложная и интересная работа, которая мотивирует тебя на постоянное развитие и рост. ВТБ заботится о своих сотрудниках, предоставляя социальные гарантии, достойный уровень оплаты и перспективы роста. Кроме того, мы уделяем много внимания атмосфере в коллективе, ценностям компании.
П.Р.: «Для меня очень ценно, что с самого начала работы с ВТБ со мной один менеджер. В отличие от других банков и брокеров, где я не успеваю запоминать имена».
Н.Н.: – Да, мы огромное внимание уделяем команде. Это один из важнейших критериев успешности бизнеса. Основной состав сотрудников офиса работает с момента его открытия, выстраивая доверительные и прочные отношения с клиентами, членами их семей разных поколений. Банкир, работающий с VIP-клиентами, должен быть экспертом во многих областях: обладать глубокими знаниями в инвестициях, быть в курсе происходящих изменений в мире, в экономике, в законодательстве.
В ВТБ Private Banking работают профессионалы в области инвестиций, имеющие квалификационные сертификаты для работы на финансовых рынках, а также степени МВА Московского Государственного Университета. Мы постоянно совершенствуемся — это залог нашего движения вперед и это видят и ценят наши клиенты.
Реклама. https://www.vtb.ru/
ПАО Банк ВТБ, город Санкт-Петербург, Дегтярный пер., д. 11 литер а, ОГРН
1027739609391
Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны. Ознакомиться с условиями управления активами, получить сведения о лице, осуществляющем управление активами, и иную информацию, которая должна быть предоставлена в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации можно на сайте.
16+