Региональный директор компании «Интерлизинг» по ЮФО и СКФО Игорь Тисленко — о ситуации в лизинговой отрасли на юге России, новых вызовах и тенденциях на рынке.
— Оценивая ситуацию летом этого года, вы отмечали более сдержанный рост бизнеса по сравнению с 2023 годом, связывая это с политикой Центрального банка: при росте ключевой ставке предприниматели менее решительно подходят к приобретению новой техники, транспорта или оборудования. С какими показателями рынок лизинга завершает текущий год?
Тенденции и прогнозы, которые мы обозначили, подтвердились и во втором полугодии. Рынок продолжает сжиматься, рост относительно прошлого года присутствует, но он значительно меньше, чем ожидалось. По нашим оценкам, прирост к 2023 году составит порядка 3%, это в пять-семь раз меньше прогнозируемого. Ужесточение денежно-кредитной политики и инфляционные ожидания сильно остужают спрос, часть клиентов вынуждены отказаться от обновления производственных фондов или роста автопарка.
— За счет каких отраслей рынок лизинга сохраняет позитивную динамику и в этом году?
В первую очередь, это инфраструктурные проекты федерального масштаба, в том числе, связанные с дорожной отраслью. Кроме того, это перерабатывающая промышленность, которая продолжает развиваться в тренде импортозамещения. Растет и добывающая промышленность, в том числе за счет открытия новых месторождений и запуска карьеров. Дальше по цепочке включаются логистика и реализация. Существенным фактором для развития данных отраслей является возможность обновления и расширения парка техники. Здесь и появляется лизинг.
— Как положение на финансовых рынках влияет на работу компании «Интерлизинг» в южных регионах? Какие ключевые решения были приняты в этом году, направленные на развитие бизнеса и клиентской базы?
Мы сконцентрировались на доработке наших продуктов с учетом тенденций рынка. Сегодня у наших клиентов есть выбор — финансирование на длительный срок со сниженными платежами в расчете на снижение стоимости денег и ставок или обезопасить себя от скачков ставки в краткосрочный период. В частности, «Интерлизинг» предлагает сейчас сделки с плавающей ставкой, которая позволит в автоматическом режиме снизить стоимость договора, когда ставка пойдет вниз — этот момент неизбежно наступит. Для тех же, кто опасается дальнейшего роста, мы готовы ставку зафиксировать.
Последние несколько кварталов компании удается успешно сглаживать рост процентной ставки по договорам лизинга. У нас есть возможность корректировать ее непропорционально росту ставки ЦБ. Мы использовали это в полной мере — после повышения ключевой ставки у наших клиентов всегда был временной диапазон, чтобы заключить договоры на старых условиях. Это сыграло свою роль и способствовало сохранению их интереса к новым сделкам.
С учетом дополнительных рисков для финансирующих компаний, основная тенденция на рынке сейчас — ужесточение условий лизинга, в том числе по авансовым платежам. Мы и здесь идем навстречу бизнесу, не меняя свою политику: размер авансовых платежей компания «Интерлизинг» не пересматривала, сроки действия сделок также остались прежними — до 7 лет. График погашения при этом может быть любой — от аннуитета до сезонных графиков или оплаты раз в год, что наиболее удобно для сельхозтоваропроизводителей.
Еще один актуальный механизм, который сейчас востребован — реструктуризация. Мы готовы обсуждать различные варианты с клиентом, вникнуть в суть его финансового положения и сформировать такой график погашения, который позволит ему сохранить сделку, имущество, а иногда и бизнес.
— Насколько федеральные меры поддержки при приобретении техники и оборудования смогли оживить рынок лизинга в этом году? Участвует ли «Интерлизинг» в данных программах?
«Интерлизинг» пользуется мерами поддержки в соответствии с Постановлениями Правительства. Особенно активно мы сотрудничаем с Минпромторгом по «программе 1432» (названа по номеру постановления Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» — РБК) и субсидиями на колесную и дорожно-строительную технику МПТ. В этом году программа востребована, как и всегда. В начале декабря она была дофинансирована, выделен дополнительный объем средств на дорожно-строительную и колесную технику, что, безусловно, положительно скажется на продажах и отрасли в целом.
— В чем особенности рынка лизинга в южных регионах России? Какие направления и отрасли здесь являются ведущими, на какие компания делает ставку?
Мы долго стремились к диверсификации бизнеса в южных регионах, и на протяжении последних нескольких лет удается сохранять идеальный баланс лизингового портфеля. Если поделить его на 4 части — легковой и грузовой транспорт, оборудование и спецтехника, включая сельскохозяйственную, то доля каждого сегмента отклоняется от четверти не более чем на 1%. В этом году доля легкового транспорта в общем объеме сделок составляет 25,7% грузового — 24,8%, оборудования — 25,5%, еще около четверти занимает сельскохозяйственная и специальная техника.
На наш взгляд, это оптимально сбалансированный портфель с точки зрения рисков, продуктов и сегментации клиентов.
По регионам также сохраняется четкая структура. Доля Ростова, например, сопоставима с долей Краснодара, Волгограда и Ставрополя, каждый региональный центр занимает от 23% до 27%.
Есть небольшие отличия по регионам. Например, по Ростову-на-Дону наибольший объем сделок приходится на грузовики — 31,1% в текущем году. В регионе сосредоточены логистические центры, зернотрейдеры и агрохолдинги, которые и формируют спрос на перевозки. В Краснодаре традиционно лидирует легковой транспорт — 33%, в Волгограде и Ставрополе около трети портфеля приходится на оборудование. Важно то, что при этом критичного недобора ни в одном сегменте не наблюдается, это положительный тренд.
— В южных регионах традиционно на ведущих ролях находятся предприятия аграрного сектора и перерабатывающий комплекс. В этом году аномальные погодные условия, особенно в Ростовской области, сказались на урожае и, как следствие, на финансовом положении сельхозпроизводителей. Как складываются отношения с клиентами в этом сегменте бизнеса?
Ситуация непростая, но в целом вполне управляемая. Нельзя говорить, что с урожаем ситуация сложилась в этом году особенно критичная: сбор по основным культурам достаточно хороший. На мой взгляд, основные проблемы — отсутствие прежнего спроса из-за сокращения рынков сбыта, в основном, по экспорту, а также существенно подорожавшая логистика. Это влияет на экономику сельхозпроизводителей гораздо больше, чем заморозки и засуха, и отражается на лизинговом рынке, что было ожидаемо. На фоне снижения спроса, сегодня, например, можно купить любую сельхозтехнику, она есть в наличии. Такой ситуации на рынке не было уже лет семь, в предыдущие годы сроки поставки на востребованные позиции составляли 3-4 месяца.
Сокращение спроса в аграрном секторе — это временное явление. В следующем году мы ожидаем значительный рост рынка, будет реализован отложенный спрос, а также естественный спрос на обновление сельхозпарка. Собственно, рынок уже готовится к этой ситуации. В настоящее время идет обсуждение объемов субсидирования на следующий год по «программе 1432». Специальные предложения и скидки уже сейчас предоставляют производители, в том числе крупнейший наш партнер в этом сегменте — компания «Ростсельмаш». Особые условия последуют и с нашей со стороны, плюс к этому удобные для аграриев графики погашения с нулевым или минимальным авансом.
К примеру, клиенту нужен комбайн или трактор. Он может его приобрести в лизинг уже сейчас, и до окончания уборочных работ в следующем году вносить сниженные платежи или же оплатить первый лизинговый платеж после их окончания. Очевидно, что весной и летом денежные поступления, как правило, минимальны. В октябре-ноябре часть урожая уже уходит на реализацию, на этот период и устанавливается первый платеж. Такие условия сохраняются на протяжении всего срока лизинга, вплоть до 5 или даже 7 лет.
Специальные программы действуют не только в сегменте сельскохозяйственной техники. Например, один из наших партнеров — компания «Русбизнесавто» предоставляет скидки до 500-700 тыс. руб. на некоторые грузовики или спецтехнику. Таких программ в портфеле «Интерлизинга» много, их количество постоянно пополняется. Мы ежегодно расширяем список партнеров, с которыми работаем по льготным для клиентов условиям.
— Если возвращаться к итогам 2024 года, то с какими результатами «Интерлизинг» его завершает на юге и какие бизнес-задачи намечены на следующий год?
В 2024-м мы рассчитывали и уже добились роста доли рынка и объемов бизнеса относительно прошлого года. На 2025 год планы и прогнозы пока осторожно-сдержанные. Мы не ждем стагнации нашего бизнеса, планируем и дальше увеличивать объемы. В частности, по новому бизнесу планируем рост порядка 30% относительно 2024 года.
— Рост лизингового бизнеса невозможен без финансового обеспечения. Каким образом вы выстраиваете работу с кредитными организациями? Удается ли привлечь дополнительные источники финансирования?
«Интерлизинг» — крупная компания с 25-летней историей на рынке. Мы работаем со всеми крупнейшими российскими банками и имеем возможность выбирать наиболее выгодные финансовые предложения. Кроме того, наш бизнес зависит не только от банковского сектора. На текущий момент в обращение находится 6 облигационных займов. Нам удалось привлечь средства частных инвесторов и подтвердить для них привлекательность рынка лизинга. Это позволяет диверсифицировать риски, связанные с ростом ключевой ставки и ставок по банковским кредитам, и управлять стоимостью ресурсов более гибко.
Цифровизация системы управления и клиентского сервиса — то, что сейчас является трендом во многих сферах экономики. Какие разработки на основе ИИ компания «Интерлизинг» внедряет в свою деятельность, как вы оцениваете их эффективность с точки зрения бизнеса?
В цифровизацию мы вкладываем большое количество усилий и ресурсов, стремимся оптимизировать и ускорять процессы принятия решений, заключения и сопровождения сделок, в том числе за счет онлайн-сервисов. У нас есть удобный и понятный личный кабинет для клиента, где он может ознакомиться с графиком платежей, провести сверку по расчетам, подать заявку или оформить сделку. Мы не стремимся полностью уйти от взаимодействия с клиентами, поскольку для многих из них важен живой контакт, личное общение и обсуждение вопросов. Тем не менее, всю рутинную работу стремимся автоматизировать и совершенствуем бизнес-процессы ежедневно.
Реклама. ООО «Интерлизинг», https://www.ileasing.ru/
ООО «Интерлизинг», город Санкт-Петербург, Пироговская наб, д. 17 к. 1 литера а, офис 302, ОГРН 1027801531031