#12 Журнал РБК+Юг, 22 сентября
От первого лица , Ростов-на-Дону ,  
0 

Стройке нужна инфраструктура

Фото: пресс-служба Минстроя России
Фото: пресс-служба Минстроя России
Глава Минстроя России Ирек Файзуллин — о современных строительных вызовах, мегапроектах и создании комфортной городской среды

Строительная отрасль и комплекс ЖКХ, в которых занято 16% трудоспособного населения страны, в прошлом году внесли в ВВП России рекордный вклад — 13,4%, следует из данных Росстата. В текущем году темпы ввода жилья сохраняют положительную динамику. Какие вызовы стоят перед строительным комплексом и какие проекты в будущем изменят облик южных регионов, РБК Юг и Северный Кавказ рассказал министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирек Файзуллин.

— В прошлом году на юге — в Краснодарском крае, Ростовской области, Адыгее, Крыму и Севастополе — было введено 13 млн кв. м жилья. Это 12% от общего объема жилищного строительства в России. Как вы оцениваете объемы и темпы ввода жилья в ЮФО и СКФО в первой половине 2024 года, удалось ли регионам сохранить положительную динамику?

— Сегодня ввод жилья по всей стране сохраняет положительную динамику: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он вырос на 2,5% и составляет 53,4 млн кв. м. Большой вклад в этот объем продолжают вносить южные регионы России: за первое полугодие в ЮФО введено 6,5 млн кв. м жилья, в СКФО — 5,3 млн кв. м. В Северо-Кавказском федеральном округе уже сейчас введено вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Темпы сохраняются очень высокие, поэтому перед нами сейчас стоит задача по обеспечению этих квадратных метров необходимой инфраструктурой, все инструменты и механизмы для этого разработаны и успешно реализуются.

— Как отметил президент Владимир Путин на совещании по вопросам развития юга России и Приазовья, градостроительный потенциал регионов (подготовленные и уже запущенные проекты) на 2030 год насчитывает более 74 млн кв. м. Какие основные вызовы стоят перед строительным сектором юга?

— Перед строительным комплексом юга, как и перед строительным комплексом всей страны, стоит множество задач, но ключевая из них — сделать так, чтобы жители России были обеспечены качественным жильем с современной транспортной, коммунальной и социальной инфраструктурой, благоустроенными местами для отдыха и прогулок и в целом всем необходимым для комфортной жизни.

Юг — это регионы, куда туристы со всей России приезжают провести свой отпуск, и здесь, конечно, развитие инфраструктуры имеет особенное значение. В южных городах количество людей в летний сезон вырастает в разы, а это дополнительная нагрузка на все системы. Поэтому необходимо сделать так, чтобы люди могли удобно добраться до места отдыха, комфортно отдохнуть, а местные жители были уверены, что все системы выдержат. Сейчас, например, в Краснодарском крае, Крыму и Севастополе ведется активная работа по реконструкции и строительству очистных сооружений черноморского побережья, а также подготовка аналогичных проектов на побережье Азовского моря и всех регионов, которые граничат с ним.

— Какие крупные инфраструктурные проекты из тех, что уже реализуются в регионах, вы можете выделить?

— Отдельное внимание уделяется развитию туристских объектов. Благодаря федеральному проекту «Пять морей и озеро Байкал» новые курорты появятся на Балтийском, Азовском, Черном, Каспийском и Японском морях. На юге страны планируется создать Всероссийский пляжный семейный курорт «Новая Анапа» в районе станицы Благовещенской и реализовать проект «Золотые пески России» в Крыму. В Республике Адыгея продолжается строительство комплексного туристического проекта «Лагонаки» и реконструкция очистных сооружений г. Майкопа. Цель проекта — создание современного доступного всесезонного курорта с необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой. В зимнее время года он будет направлен на горнолыжный туризм, в летнее — на рекреационный, приключенческий и экологический. Минстроем России предоставлена субсидия на строительство объектов водоснабжения и водоотведения, реконструкцию участка автодороги и компенсацию инвестору платы за технологическое присоединение к сетям газо— и электроснабжения. Реализация этих объектов позволит на этапе строительства обеспечить инвестиционный проект всей необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой.

Ну и конечно, проекты, направленные на создание удобного транспортного сообщения. Например, с привлечением средств инфраструктурных бюджетных кредитов в Южном федеральном округе строятся автомобильные дороги «Западная хорда» и «Северный радиус» в составе Ростовского транспортного кольца, закуплено 112 троллейбусов и 70 автобусов за счет инфраструктурных бюджетных и 442 автобуса за счет специальных казначейских кредитов.

— По имеющимся данным, в рамках нацпроекта на юге благоустроено более 2700 дворовых и общественных пространств, и программа будет продолжена. Какое внимание в ней будет отведено сохранению исторических центров городов?

— Работа по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» продолжается. В этом году планируется преобразить 446 территорий в регионах Южного федерального округа. Если говорить об уже проделанной работе, то с 2019 по 2023 год благоустроено 3,9 тыс. общественных и дворовых территорий, реализовано 39 проектов — победителей Всероссийского конкурса лучших проектов по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Традиционно при формировании и выборе победителей значительное внимание уделяется сохранению историко-культурной и природной среды, качеству архитектурных и планировочных решений, а также использованию экологичных материалов. Немного расскажу о самом конкурсе: в нем участвуют города с численностью населения до 200 тыс. человек и исторические поселения. Для регионов Дальневосточного федерального округа с 2022 года запущен отдельный конкурс для малых городов и поселений с численностью населения от 5 тыс. до 250 тыс. человек. Сегодня с учетом новых национальных целей, обозначенных президентом страны, идет активная работа по формированию нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни», который станет логическим продолжением текущей работы. В числе прочего это касается и благоустройства общественных территорий, и сохранения исторических центров городов.

— В интервью РБК вы отмечали, что механизм КРТ решит дисбаланс в жилищной застройке юга. Какие территории в регионе, на ваш взгляд, обладают наибольшим потенциалом для комплексного развития? Какие крупные проекты из тех, что уже реализуются, вы можете выделить?

— На сегодняшний день в рамках комплексного развития в регионах ЮФО определены 93 территории площадью 4,2 тыс. га с градостроительным потенциалом 28 млн кв. м. Их них 21 млн кв. м — жилая площадь, что составляет 12,5% общего объема жилой застройки, реализуемой в рамках КРТ в стране. По 48 территориям уже начата реализация: приняты решения и заключены договоры.

Один из самых крупных проектов — КРТ нежилой застройки в селе Приветное Республики Крым, который реализуется на основании решения, принятого Правительством РФ в числе первых, и предполагает развитие территории площадью 480 га. Проектом предусмотрено строительство около 2 млн кв. м жилья, гостиниц, больниц, школ, детских садов, развлекательных комплексов.
В Ростове-на-Дону запущена реконструкция старого аэропорта. Проект площадью более 360 га долгое время не мог запуститься, реализация стала возможна только благодаря механизму КРТ.
В настоящее время по итогам совещания с Владимиром Путиным по вопросам развития юга России и Приазовья совместно с регионами определены 105 точек роста градостроительного потенциала, включая 66 площадок под комплексное развитие территорий.

— По данным Минстроя, в настоящее время строительному комплексу не хватает около 1 млн специалистов. Какие системные изменения нужны отрасли, чтобы власти, бизнес и образовательные учреждения могли решить эту проблему?

— Строительная отрасль — одна из ведущих в экономике страны, в которой трудятся 12 млн человек. С 2020 года объем работ в строительстве увеличился на 23%. Конечно, для обеспечения таких результатов крайне важна работа с кадрами. Минстроем России организован еженедельный мониторинг рынка труда по специальностям и регионам страны. Для привлечения людей в стройку и ЖКХ организуются профориентационные мероприятия, реализуется проект «Профессионалитет» по подготовке специалистов рабочих профессий, внедряются новые программы дополнительного профессионального образования по переподготовке специалистов в соответствии с запросом работодателей.

Сейчас активно ведутся работы по восстановлению новых регионов России, где для решения кадрового вопроса на месте ФАУ «РосКапСтрой» открыты учебные центры на базе Мариупольского строительного профильного колледжа, ГБПОУ «Мариупольский центр профессионально-технического образования» и ГОУ ВО «Луганский государственный университет им. В. Даля», где обучение уже прошли 4,8 тыс. человек.

Помимо этого, проводятся конкурсы и масштабные форумы, богатые не только насыщенной деловой, но и соревновательной программами. Например, в этом году в четвертый раз пройдет Международный строительный чемпионат, который за предыдущие годы посетило 24 тыс. человек, а также форумы «Молодой специалист — строитель будущего», участие в которых приняли более 23 тыс. человек по всей стране, более половины из которых — студенты.

Беседовала Наталья Андреева

Компетенция Стройке не хватает рук
Содержание
Закрыть