Тенденции , Ростов-на-Дону ,  
0 

Казачьи традиции в мире неопределенности

Василий Высоков, фото предоставлено КБ «Центр-инвест»
Василий Высоков, фото предоставлено КБ «Центр-инвест»
19 августа исполнилось 270 лет со дня рождения Матвея Ивановича Платова, атамана Донского казачьего войска

2023 год в Ростовской области был объявлен Годом атамана Платова. В связи с этой знаменательной датой председатель совета директоров КБ «Центр-инвест», доктор экономических наук Василий Высоков рассказал в интервью РБК Ростов, почему в период глобальных изменений и экономической турбулентности опыт и традиции казачества не теряют актуальности.

— Вы не раз поднимали вопросы использования наследия и культуры казачества в своих научных публикациях. На какие методы управления казаков стоит обратить внимание в нынешней экономической и политической ситуации?

— Ключевая проблема современного управления сегодня — сохранить индивидуальность в условиях непрерывных трансформаций общественных благ и услуг.

В XVII веке аналогичную задачу уже решали донские казаки: свободные, сильные духом люди должны были создать институты — Войско Донское — для выживания во враждебном окружении. Как и любая демократия, казачье государство переросло в бюрократию и коррупцию. Но лучшие методы управления казачьей общиной и сегодня заслуживают внимания.

Фото: пресс-служба правительства Ростовской области
Фото: пресс-служба правительства Ростовской области

— В своей статье об экономике трансформаций вы пишите, что современные методы и рекомендации гибкого управления, инноваций, корпоративной культуры, социальной ответственности уже есть в локальной идентичности донского региона, и прогнозируете, что этот тренд будет усиливаться в экономике Юга. Приведите примеры того, как они находят отражение в Ростовской области.

— Для этого следует глубже посмотреть на историю формирования экономической основы Ростовской области, современная территория которой охватывает 2/3 земель Области Войска Донского. Свободное земледелие на Дону было бы началом краха крепостничества на Руси.

К концу XVIII века, согласно принятым в тот период времени мерам, урожайность на донской земле доходила до сам-десять, в то время как в центральных районах России средний урожай составлял сам-четыре. На мой взгляд, этому способствовала так называемая «хуторская модернизация». Если заглянуть в Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, хутор, в противоположность деревне, представлял собой некую отдельную усадьбу. Она располагалась на обособленном участке земли и давала полный простор индивидуальности хозяина, позволяя ему организовать хозяйство как ему заблагорассудится, быстро приспособляться к современным изменчивым условиям рынка.

Хуторская модернизация позволяет самостоятельно осуществлять нововведения независимо от существующих форм поддержки правительства. Исторический опыт казачьего менеджмента будет востребован в новых реалиях управления глобальным миром.

Сегодня новая реальность в первую очередь требует импортозамещения инвестиций и компенсации того оттока капитала, с которым сегодня мы столкнулись. Вместе с тем это дает импульс для наращивания суверенных инвестиций как в экономике, так и в управлении.

— Что вы подразумеваете под «казачьим менеджментом», есть ли конкретные методы, которые могли бы использоваться в сегодняшних реалиях на Юге России и в стране в целом?

— Если обратить внимание на конкретные методы управления, можно выделить в первую очередь публичность обсуждения и принятия управленческих решений.

Например, ставшее популярным тюркское слово «майдан» — это не форма политической деятельности, а площадь, место, на котором управленческие решения принимал казачий круг — собрание равноправных участников. Важное конкурентное преимущество круга — публичность и прямое принятие решений, в отличие от практики принятия решений «узким кругом ограниченных людей».

Второе, что мы можем перенять сегодня, — это система поручений, действовавшая в казачьем обществе вместо учреждения новых структур. Однократно принятое решение становилось обычаем. В современной бюрократии самый долгоживущий институт — межведомственная группа, а рабочие группы — первый признак некомпетентности руководителя.

Третий, важный аспект, на который хотелось бы обратить внимание, — это регламенты документов. Даже в те времена казачьи отписки, по сравнению с царскими грамотами, отличались ясностью мысли при лаконизме и сжатости формы. В них всегда точно излагалась суть событий, а не форма, в том время как в московских грамотах одна и та же идея «жевалась» несколько раз. При этом казачьим отпискам не чужды были сравнения, юмор, противопоставления и нередко образные выражения.

Конечно же, это не значит, что мы должны отказаться от современного документооборота. Это попросту невозможно, но возможность его упрощения, особенно в условиях быстро меняющихся реалий, должна быть взята на вооружение и в современном обществе.

— По вашей логике, если переходить к большей публичности, прямому подчинению и принятию решений, как в таком случае в модернизированной системе управления будет осуществляться контроль?

— Традиционные концепции управления исходят из возможности точного определения и реализации однозначно оптимального решения. Однако, как показывает практика, в современном, быстро меняющемся мире «казачья лава», партизанские действия эффективнее строевой атаки.

Если говорить образно, кроме строевой подготовки будущие менеджеры должны владеть еще и «джигитовкой». Неформальное согласование действий достигается за счет ответственности каждого за судьбу товарищей. Как это всегда было устроено в казачьем обществе и культуре, в случае гибели воспитание детей, другие социальные задачи автоматически ложились на плечи оставшихся в живых.

Фото: пресс-служба правительства Ростовской области
Фото: пресс-служба правительства Ростовской области

Именно такой уровень ответственности необходимо воспитывать у современных управленцев по всей стране. Это должно идти с основ воспитания и образования.

В этом отношении мне всегда нравились особенности стратегического мышления казаков. У казаков разработка стратегий начинается с мечты о событиях, которые произойдут в отсутствие разработчика: «какой лопух вырастет на моей могиле?». В этом случае достижение стратегических целей осуществляется по одному из следующих вариантов. Первый можно условно обозначить как «не для меня придет весна», второй — «любо, братцы, любо».

— Многие эксперты сегодня говорят о возвращения бизнеса Юга к региональной идентичности, в которой казачество играет не последнюю роль. В частности, Медиа Группа РБК Юг и Северный Кавказ в коллаборации с ростовским художником, автором направления «казачий поп-арт» Максимом Ильиновым запустила проект «Любо инвестициям». Способствует ли такая тенденция узнаваемости брендов регионов и их инвестиционной привлекательности в быстро меняющихся условиях?

— Возвращение к локальной идентичности дает импульс для наращивания суверенных инвестиций. Это, безусловно, повышает привлекательность территорий для бизнеса. Диверсифицированная экономика и предпринимательский дух Юга России позволяют адаптироваться к постоянным изменениям в глобальной экономике. Например, для банка «Центр-инвест» местные инвестиционные проекты давно сопоставимы по эффективности с лучшими биржевыми котировками. Это связано с тем, что местные инвесторы несут меньше рисков, поскольку могут контролировать ход реализации проекта. Антикризисные принципы казаков: кризис — не первый, не последний, а очередной — возникает только в глупых головах и заканчивается, когда разработана своя стратегия посткризисного развития.

— В июле в Государственную Думу внесли законопроект, который определит «основы предназначения» российского казачества при прохождении службы в мобилизационном резерве Вооруженных сил (ВС) России. Согласны ли вы с тем, что казачество следует выделять как отдельную структуру в таком аспекте?

— В военном отношении казачество было отдельной структурой во все времена. Так, например, донские казаки участвовали во всех больших и малых войнах, которые вела Россия: против шведов, поляков, турок, татар, армии Наполеона, который вынужден был признать: «Я не знаю лучших легких войск, чем казаки. В казаках сидит сам черт».

Фото: пресс-служба правительства Ростовской области
Фото: пресс-служба правительства Ростовской области

Войско Донское поголовно сражалось в годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов, принеся после 500-летнего османского ига свободу братской Болгарии.

Отсутствие классического военного образования у большинства казаков компенсировалось огромным боевым опытом и другими качествами, которые воспитывались в казаках с раннего детства: стойкость ловкость, неприхотливость и выносливость на войне и в походе, умение приспосабливаться к любым условиям, самоотверженность, решительность, смелость, чувство собственного достоинства, умение отстаивать свои интересы и убеждения. Командира у казаков оценивали по тому, сколько он взял с собой казаков на войну, в поход, «сколько ввел в трату» и сколько вернул живыми. Эти традиции до сих пор живы в казачьем сообществе, что немаловажно для общей стратегии.

— Южный федеральный университет выступил разработчиком учебника по истории казачества, который войдет в курс истории России. Поможет ли такое решение в сохранении традиций и культуры, а также в развенчании стереотипов о казаках как о малообразованном классе?

— Безусловно, роль казачества необходимо изучать не только в Ростовской области и на Юге, где сильны традиции и есть тренд на усиление локальной идентичности, но и по всей стране.

Основная причина для этого как раз глобальная конкурентоспособность казачества. Достаточно вспомнить, что Степан Разин, по свидетельству его иностранных современников, знал восемь иностранных языков. Дипломатический талант Ермака позволил лаской и обходительностью привлечь на свою сторону население Сибири. Казачьи отряды под командованием Дежнева, Хабарова, других казачьих атаманов дошли до Северной Америки.

Что касается стереотипов, не стоит забывать и о том, что в казачьем обществе важную роль играло самообразование. В станицах и хуторах не было школ и училищ, поэтому каждый обучался грамоте кто где мог или у любого члена казачьей общины.

Важнейшим воспитательным началом являлась и народная историческая память — «преданья старины глубокой» — о деяниях предков, овеянные славой и запечатленные в казачьем фольклоре подвиги и жизненный путь выдающихся атаманов и военачальников. Когда на Дону появились школы, то школяры пользовались уважением, ими гордились в семье, они вели себя на улице солидно и достойно. Их имена были известны всем жителям станицы или хутора, их приглашали в правление, атаман поздравлял с каникулами, а студентов и юнкеров даже старики звали по имени-отчеству.

К 1917 году по уровню грамотности Область Войска Донского занимала одно из первых мест в Российской империи.

 

Информационный обзор редакции