Решения , Ростов-на-Дону ,  
0 

Cofix: об изменениях рынка и партнерстве с локальными предпринимателями

12+
12+
Директор по развитию сети кофеен Cofix в России и СНГ Андрей Фомин рассказывает, что изменилось в сфере общепита после ухода европейских и американских сетей и как можно построить свой бизнес в эти непростые времена

Израильская сеть кофеен Cofix, основанная в 2013 году, предлагает местным предпринимателям интересный формат сотрудничества: купить мастер-франшизу и возглавить деятельность сети в своем городе.

Первое заведение под брендом Cofix появилось в России в 2016 году. Уже в 2019 году РБК включил Cofix в десятку крупнейших сетей кофеен и кафе-кондитерских. Такого быстрого роста удалось достичь благодаря успешной модели распространения: Cofix входит в топ-10 самых выгодных франшиз по версии Forbes. В следующие пять лет в Ростове планируют открыть около 30 заведений под брендом Cofix.

Андрей Фомин
Андрей Фомин

— Если не считать курортный Сочи, первым нетуристическим городом на Юге России Cofix выбрал Ростов. С чем это связано?

— Ростов — крупнейший город и деловая столица Юга России, а активные городские жители — основная аудитория Cofix. Это дает уверенность, что здесь наши кофейни будут востребованы, и мы видим большие перспективы для развития сети. Мы провели go-to-market анализ и разработали предварительную стратегию, которая позволяет нам рассчитывать, что в течение пяти лет в Ростове при участии регионального партнера появится порядка 30 кофеен Cofix.

— Ростов традиционно известен большим количеством различных заведений общепита, в том числе кофеен. Как вы планируете конкурировать с другими брендами? Есть ли у вас маркетинговая стратегия? В чем она заключается?

— Своими основными конкурентами в Ростове мы считаем не столько другие федеральные сети, сколько местные, уже завоевавшие популярность у ростовчан бренды. Но наше основное преимущество, которое и сделало Cofix одной из крупнейших сетей кофеен в России, — это вкусный кофе и еда по привлекательным фиксированным ценам. Несмотря на большое количество различных кофеен в стране, у нас все еще есть недостаток заведений с качественным продуктом по доступной цене. Думаю, что жители Ростова тоже сталкиваются с этой проблемой.

В Cofix — централизованные поставки продукции от проверенных поставщиков, собственный завод по обжарке кофе и центр обучения бариста. Мы тщательно отслеживаем качество еды и напитков, поэтому в любом городе, приходя к нам, гости точно знают, что они получат и за какую цену. Именно за это люди нас любят и остаются с нами надолго.

По данным «РБК Исследования рынков», в 2021 году Cofix занял второе после Starbucks место в рейтинге сетевых кофеен по уровню лояльности посетителей Москвы и Московской области, где сейчас находится большая часть наших точек. В Санкт-Петербурге мы на третьем месте, и это несмотря на большую популярность там местных заведений и сравнительно небольшое количество кофеен Cofix. У нас есть все шансы стать популярными и в Ростове.

Cofix: об изменениях рынка и партнерстве с локальными предпринимателями

В Ростове, как и во всех других городах присутствия Cofix, будет действовать программа лояльности и мобильное приложение Cofix Club, которое позволяет нашим гостям накапливать и тратить на еду и напитки баллы, участвовать в различных акциях и делать предварительный заказ. Клиентская база — более 650 тыс. человек. Cofix Club является частью цифровой экосистемы сети и позволяет нам накапливать и анализировать информацию о нашей аудитории, а значит, более качественно, чем некоторые наши конкуренты, работать с ней, предлагая людям именно то, что они ждут. Это еще одно наше преимущество. Мы по-разному взаимодействуем с нашими постоянными гостями, с «новичками» и теми, кто давно у нас не был. Настраиваем таргетированные рекламные кампании и специальные предложения. Умение работать с Data помогает нам привлекать и удерживать посетителей, что в результате влияет на операционные показатели кофеен.

Локальная маркетинговая стратегия в каждом городе своя, поэтому мы будем обсуждать и формировать ее вместе с мастер-франчайзи, во многом полагаясь на его компетенцию и знание рынка. В его сферу ответственности будет входить продвижение и развитие сети в регионе. Со своей стороны мы отвечаем за крепкий узнаваемый бренд и налаженную инфраструктуру, которая позволяет кофейням нашего бренда конкурировать с крупнейшими мировыми сетями общепита.

Cofix: об изменениях рынка и партнерстве с локальными предпринимателями

— На ваш взгляд, приостановка работы в России «Макдоналдс» и сокращение работы KFC сыграло на руку небольшим кофейням? Дало вам возможность дополнительно развиваться? И отразились ли подобные изменения на количестве посетителей Cofix в других городах присутствия

— До всех последних событий Cofix успешно конкурировал с другими брендами общепита, такими как «Макдоналдс» и KFC. Более того, в Беларуси, например, наш ключевой партнер, который занимается развитием Cofix в этой стране, является одновременно мастер-франчайзи KFC. Некоторые локации там мы осознанно открываем рядом с этим брендом. Работаем на одном трафике, гармонично дополняя друг друга.

Мы не боимся больших международных сетей, но их уход, безусловно, положительно отразился на работе наших кофеен. После приостановки работы таких крупных конкурентов, как «Макдоналдс», выручка некоторых точек Cofix выросла почти в два раза. Изменение ландшафта рынка — время сложное, но в то же время очень перспективное. Сейчас самое время открывать свой бизнес в сфере общепита. Поэтому мы продолжаем наше развитие в регионах и предлагаем местным предпринимателям присоединиться к нам и стать ключевым партнером Cofix. Можно сказать, что сотрудничество с крупным брендом — это своего рода «подушка безопасности», которая позволяет избежать многих рисков, с которыми сталкиваются частные предприниматели. Мы предлагаем нашим партнерам популярный бренд и готовые инструменты, позволяя им сконцентрироваться на главном — эффективности своего бизнеса.

— Как повлияли санкции на цену кофе? Насколько выросла в цене средняя кружка кофе в кофейне? Как история с санкциями в целом отразилась на рентабельности бизнеса, подобного вашему?

— Оптовая стоимость кофейного зерна взлетела задолго до введения санкций, еще в 2021 году. Более чем 50%-ный рост был вызван аномальными заморозками после засухи и неурожаем в Бразилии. Нам тоже в какой-то момент пришлось поднять цены на напитки в кофейнях, но их средняя стоимость увеличилась только на 26%. На фоне общего роста цен в общепите кофейни Cofix по-прежнему остаются одними из самых доступных в России.

Сдерживать цены нам позволяет большой централизованный на всю сеть объем закупок и наличие собственного завода по обжарке кофейного зерна. В ближайших планах — открытие собственных фабрик-кухонь в регионах присутствия Cofix.

Кроме роста цен на сырье, большое влияние на конечную стоимость имеют сложности с поставками. Сейчас продажа продуктов собственного производства является большим преимуществом и залогом стабильности. Взять, например, уже упомянутую нами сеть «Макдоналдс», которая продавала кофе Paulig и напитки Coca-Cola. Оба этих бренда заявили об уходе из России. То есть, чтобы перезапуститься, «Макдоналдсу» нужно будет полностью заместить этих поставщиков. Это непросто. В Cofix мы стараемся минимизировать зависимость от сторонних производителей и благодаря собственному производству полностью контролируем цепочку поставок нашего стратегического продукта.

— Чем отличается модель Cofix от привычной франшизы? Расскажите о своих плюсах.

— Cofix развивается в России по системе франчайзинга с 2017 года. Мы крупный, проверенный временем бренд. С 2019 года Cofix стабильно входит в топ-10 самых выгодных франшиз стоимостью от 5 до 25 млн рублей по версии журнала Forbes. У нас большой процент франчайзи, которые с нами уже много лет и у которых 15–20 кофеен Cofix. Мне кажется, это говорит о многом. В нашем пакете несколько франчайзинговых предложений, которые позволяют предпринимателям с разным стартовым капиталом открыть свою кофейню. Это стандартные точки Cofix, заведения с расширенным ассортиментом горячей еды и большим количеством посадочных мест Cofix Street Food и формат Cofix Mini с фокусом на напитках.

Cofix: об изменениях рынка и партнерстве с локальными предпринимателями

Мы остаемся с партнерами на всех этапах работы: разрабатываем бизнес-кейс, помогаем найти подходящую для открытия кофейни локацию, подбираем и обучаем персонал, оказываем операционную и маркетинговую поддержку проекта. Каждого нового франчайзи мы подключаем к цифровой платформе Cofix Business и виртуальному кабинету, где они могут следить за показателями кофеен и управлять своим бизнесом, общаться по всем возникающим вопросам с головным офисом и даже делать заказ продуктов.

В Ростов мы приходим с предложением мастер-франшизы и планируем сотрудничество с уже успешными предпринимателями, которые смогут взять на себя развитие Cofix в городе. Такая форма сотрудничества требует от франчайзи большего опыта и стартовых инвестиций, но в то же время позволяет им зарабатывать не только на прибыли собственных кофеен, но и продавать субфраншизу на прикрепленной территории, получая доход с паушальных взносов, роялти и наценки на продукты. Мы разрабатываем для партнера план открытия точек, окупаемости и доходности проекта на пять лет. Доход мастер-франчайзи растет с увеличением количества открытых точек и объемом закупок.

Российский рынок кофеен все еще очень далек от насыщения и сохраняет потенциал роста даже в сложных экономических условиях, а Cofix за два года жестких ограничений пандемии доказал стрессоустойчивость своей бизнес-модели. Поэтому я думаю, что сейчас нашим предложением воспользуются люди, которые ищут новые пути роста и возможность сохранить и приумножить накопленные деньги в условиях экономического кризиса.