Практика , Ростов-на-Дону ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Рука об руку: как компании воспитывают будущие кадры в вузах России

pixabay.com
pixabay.com
Симбиоз коммерческих компаний и госуниверситетов помогает ликвидировать нехватку молодых профильных специалистов на рынке труда

РБК Ростов попытался разобраться, почему студенты все же редко откликаются на серьезные вакансии и как можно трудоустроить выпускника сразу после получения диплома.

Партнерство бизнеса и университетов — тренд последних лет в системе образования. Как заявлял министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, сектор реальной экономики непредставим, если не налаживать отношения компаний с вузами: грантовые программы поддержки стимулируют студентов изобретать новые разработки и внедрять технологии в работу предприятий, а сами компании охотно берут специалистов, которые по окончании университета обладают необходимыми для них компетенциями.

Согласно исследованию Высшей школы экономики и Федеральной службы по труду и занятости за 2020 год, пятая часть выпускников не находит работу в течение года после выхода из университета.

«Это может как являться сигналом того, что компании не готовы нанимать работников без опыта работы, так и говорить о несоответствии получаемых знаний, умений и навыков в ходе образовательного процесса требованиям рынка труда», — говорится в исследовании.

При этом доля тех, кто учился по высшим образовательным программам и в студенческие годы совмещал учебу с подработкой, достаточно низкая — всего 37% опрошенных.

«Отчасти это может объясняться тем, что студенты, которые не удовлетворены получаемой специальностью, с большей вероятностью будут выходить на рынок труда и пробовать себя в новых профессиях», — отмечается в исследовании.

Из чего же сделаны студенты

По мнению аналитика макрорегиона Юг hh.ru Анасасии Кабиновой, главная проблема рынка труда на данный момент — это нехватка специалистов. Причин этому несколько: и сокращение внутренней миграции специалистов, когда они уезжают в другие страну или регион, и демографическая проблема. Так, за последние 10 лет количество молодых людей в возрасте 20-24 лет сократилось почти в два раза — с 12 до 7 млн человек, и, как считает Кабинова, для рынка труда это существенная цифра.

pixabay.com
pixabay.com

Управляющий директор сервиса «Авито.Работа» Артем Кумпель заявляет, что за три квартала 2021 года в сравнении с аналогичным периодом в прошлом году интерес студентов к поиску работы на их платформе заметно вырос на 59%. По данным опроса, сейчас молодежь предпочитает строить карьеру и зарабатывать деньги, еще обучаясь в университете, но тратит накопленные средства на одежду (48%), цифровую технику (30%), путешествия (25%). Им также важны ежедневные выплаты и надежность компании.

По данным сервиса VK Работа, подрабатывать во время учебы начинают более 64% студентов, из которых 21% делают это в выходные. Преимущественно эти места никак не связаны с будущей специальностью обучающегося. Причины этому — необходимость гибкого графика, наличие конкретной позиции, которые крупные компании почти не предлагают. Так, у молодых людей есть спрос на вакансии менеджера, администратора, курьера и даже водителя, расклейщика и упаковщика, которые оплачиваются в пределах 30-50 тыс. рублей.

Вместе с тем, по данным российской платформы онлайн-рекрутинга hh.ru, 43% работодателей оценили уровень подготовки выпускников на «тройку». Основная часть заявила, что уровень профессионализма среди тех, кто только закончил обучение, средний и ниже среднего — этой позиции придерживаются 40% и 43% опрошенных работодателей. При этом почти больше половины респондентов подчеркнули: наличие диплома — все же неотъемлемая часть приема на работу, а диплом определенного вуза важен лишь 41% работодателей.

О том, что сейчас работодатели ощущают заметный кадровый дефицит, говорит и Анастасия Кабинова, аналитик макрорегиона Юг hh.ru.

«С одной стороны, они находятся в условиях дефицита кадров и хотели бы нанимать выпускников с нужной специализацией. С другой — из-за последствий демографической ямы, молодых специалистов становится все меньше, а компетенции тех, кто выходит на рынок труда после окончания учебы, не всегда соответствует запросам и реалиям рынка. Выход — бороться за лучших выпускников, а на это очень сильно влияет репутация компании как надежного работодателя, развивать программы стажировок и обучать молодых специалистов нужным компетенциям уже в процессе работы», — добавила она.

Почти аналогичной позиции придерживается и Артем Кумпель, который заявил: чем больше мест работы опробует студент, тем больше у него шанс попасть в желанную компанию после выпуска.

«На рынке труда опыт ценится больше, чем образование. Работодатели сейчас охотно трудоустраивают молодежь: проще взрастить «своего человека» с нуля, чем переучить опытного сотрудника. Многие крупные клиенты «Авито «предпочитают нанимать на работу выпускников крупных вузов, с которыми у них на долгосрочной основе установлены партнерские отношения», — заявил Артем Кумпель.

Взаимовыгодный симбиоз

Крупные развивающиеся компании активно расширяют ряд способов, который помогает взаимодействовать со студентами: открывают летние стажировки, запускают грантовые программы и проводят хакатоны.

По данным сервиса Rabota.ru, 76% компаний проводят стажировки для молодых специалистов. Наиболее распространенная длительность периода стажерства — от одного до трех месяцев. Такие данные предоставил 61% опрошенных компаний. Более полугода обучают молодых специалистов только 6%. Кроме того, 69% всех стажировок — оплачиваемые. После прохождения стажировки 87% компаний берут бывших стажеров на постоянную работу.

Открывая позицию стажера, компания в большинстве случаев готова впоследствии принять молодого специалиста в штат, говорится в исследовании портала. Например, в Tele2 программа стажировки действует с 2010 года, рассказали в пресс-службе мобильного оператора, за этот период в программе приняли участие около 500 стажеров, а более ста из них перешли в штат.

Стажировки и практики дают возможность предприятиям присмотреться к будущим работникам. Студенты же могут не только опробовать на себе условия труда первого места работы, но и сформировать для себя подходящую им концепцию: поставить перед собой цель, начать справляться с базовыми задачами, которые дает работодатель. Таким образом студент получает возможность заранее, еще до конца обучения, зарекомендовать себя перед компанией.

Также компании могут идти от обратного. Например, «Ростсельмаш» совместно с Донским государственным университетом и Ростовским колледжем технологии машиностроения готовит специалистов по двум собственным образовательным программам, которые направлены на разные аудитории, — «Кадры для отрасли» и «Образование».

Студенты работают в конструкторских бюро, участвуют в фестивалях и конкурсах студенческой инженерии, а также проходят образовательные интенсивы. Кроме того, они проходят производственную практику на предприятиях компании и получают именные стипендии. Как говорится в сообщении пресс-службы компании, лучшие студенты могут рассчитывать на «гарантированное трудоустройство, курсы для преподавателей в Академии «Ростсельмаш». Так, благодаря сотрудничеству между вузом и компанией только в 2021 году компанию пополнили более 250 молодых специалистов и сотни рабочих, а на данный момент в вузах России и за рубежом открыты 106 специализированных аудиторий Ростсельмаш, где все желающие могут повысить квалификацию.

Банк «Центр-инвест» с 2014 года реализует программу, когда ведущие специалисты обучают всех студентов из вузов-партнером на бесплатном курсе «Банковское дело». Сегодня выпускниками такой программы стали более 3 тыс. человек, из которых 993 человека пригласили на стажировку, а 582 — приняли в штат.

Еще один вариант взаимодействия компаний со студентами — грантовые программы. Tele2 ведет активное сотрудничество с вузами по всей России — Дальневосточным федеральным университетом, Сибирским федеральным университетом, с вузами в Центральном федеральном округе и в Черноземье. Недавно краснодарский филиал компании подписал соглашение с Сочинским государственным университетом. Согласно ему, студенты могут, решая кейсы компании, получить гранты от 10 до 100 тыс. рублей на собственные цели.

«Студенты любого направления — как технического, так и гуманитарного — будут разрабатывать решения в формате кейсов, которые стоят перед нашей отраслью, а мы будем внедрять результаты работы в практическую деятельность. Хотим, чтобы бизнес был социально-ответственным не только на словах, но и на деле. Сочинский госуниверситет поможет показать обучающимся, как работает бизнес изнутри, повысить квалификацию. Благодаря этому студенты смогут иметь явное преимущественно на рынке труда, чтобы среди рассматриваемых предложений мы откликнулись именно на их выпускника», — рассказал Вячеслав Козин.

Также Tele2 собирается создать на базе вуза проектный корпус, где обучающиеся смогут вести собственные исследования, и устроить студентам, магистрантам и аспирантам всех направлений и степеней образования обучающие лекции, семинары, ворк-шопы. Кроме того, как заявил Козин, в перспективе подобный контракт заключат и с одним из университетов Ростовской области.