Инструменты , Ростов-на-Дону ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Ирина Бова: «Для бизнесмена важен баланс между семьей и работой»

Основатель компании «Учебно-тренинговый центр BOVACENTRE» Ирина Бова рассказала РБК Ростов о развитии и перспективах бизнеса во время пандемии

— С 2020 года бизнес все время преодолевает трудности, связанные с пандемией коронавируса. На ваш взгляд, как сообщество переживает эти трудности?

— К сожалению, какое-то число предпринимателей не смогли справиться с трудностями, но мне кажется, что большинство нашли внутренние ресурсы и перестроились. Они поняли, как нужно переориентироваться и вышли на новый уровень, в том числе, и финансово. Предпринимателей отличает от обычных людей именно их смелость. Они в состоянии сами сражаться с вызовами, которые дает этот мир. И пандемия как раз стала таким вызовом и поводом переструктурировать бизнес.

— Сложности, с которыми во время пандемии столкнулись представители бизнес-сообщества, в будущем отпугнут от предпринимательства тех, кто хотел заниматься бизнесом?

— Наверное, такие люди будут, но тот, кто является предпринимателем в душе, получит от подобных кризисных моментов только дополнительный стимул и мотивацию их преодолеть.

— Если говорить об инструментах поддержки во время пандемии, что было наиболее эффективно?

— В первую очередь, стоит сказать о господдержке, которой можно было пользоваться. В том числе, мы рассказываем о тех мерах, которые доступны предпринимателю в рамках «МОЙ БИЗНЕС FORUM», который проводим в Ростове не первый раз. К нам можно прийти, чтобы получить новые знания и на конкретных кейсах поучиться. Кроме того, в рамках форума в Ростове бесплатно можно услышать спикеров, выступление которых в Москве стоит дорого.

— Если предприниматели не платят за участие в форуме, то за чей счет он проводится?

— Платит государство. Мы как организаторы со своей стороны выстраиваем взаимодействие со спикерами, делаем несколько мероприятий, в том числе коммерческих, которые могут быть интересны и спикерам, и участникам. Стараемся, чтобы государство расходовало не такие большие ресурсы. Например, государство дает нам площадку и помогает собрать аудиторию. Слушатели, которые пришли к нам бесплатно, позже могут заинтересоваться в платных форумах, которые проходят в Москве.

— Вы затронули вопрос помощи государства предпринимателям. Но зачастую представители бизнес-сообщества не используют эти инструменты из-за слишком сложной отчетности. Как выйти из этой ситуации?

— Я считаю, что это история про лень и про то, что мы не готовы тратить на это свои силы. Нам проще заплатить, а потом сказать, что государство нас не поддерживает, чем найти возможность подать отчетность корректно. Когда моя команда страдает с отчетностью перед государством, я всегда говорю, что надо найти ресурсы и сделать верно. Нужен человек, который умеет оформлять документы так, как нужно. Каждому предпринимателю, который работает с государством, такой сотрудник жизненно необходим.

— На ваш взгляд, каковы основные тенденции развития бизнеса в 2021 году?

— Мне кажется, что главное — это баланс между онлайном и офлайном. Да, бизнес по большей части смог уйти в диджитал, но теперь главное — не потерять в уровне оказания услуг и в качестве в офлайне.

— Переход в онлайн связан и с развитием соцсетей. Насколько это важно сейчас?

— Это очень важно. Например, сайт сегодня никому не нужен. Возможно только для репутации компании, чтобы показать, что сайт в принципе есть. Развитие соцсетей гораздо важнее. Сегодня чтобы найти о ком-то информацию, мы всегда идем посмотреть профиль в соцсети.

— Профиль в соцсетях предпринимателю лучше вести самому или довериться специалистам?

— Разумеется, всегда важна ваша личность. Но специалисты могут подстраховывать там, где вы не можете публиковать контент сами. Например, я была на панельной дискуссии, а в это время мои сотрудники делились в моих соцсетях информацией. Но ваша личность все равно на первом плане. Когда мы покупаем продукт, мы покупаем его у конкретного человека. Мы хотим видеть, с какими ценностями он создает свои продукты.

— Что для вас является индикатором успешности форума?

— Мы отслеживаем количество участников онлайн и офлайн, отмечаем рост популярности нашего мероприятия. Этот форум уже пятый, который мы проводим в Ростове. Первый был в ноябре 2020 года и его посетили 100-150 человек. На этом форме количество участников превысило 1 тыс. человек.
Кроме того, мы отслеживаем реакцию участников в соцсетях. Видим, какие кейсы они использовали в своей работе.

— Какие сессии форума, на ваш взгляд, самые популярные?

— Конечно, это сессии о соцсетях, о том, как продвигать себя и свой бизнес, о позиционировании и пиаре. Но мы уделяем внимание не только этому, говорим и о юридических аспектах, и о взаимодействии с государством. В последнее время актуальной стала тема баланса между семьей и работой для предпринимателя. Для того, кто занимается бизнесом, важно быть в ресурсном состоянии. Если у предпринимателя все хорошо дома, то все будет получаться и в бизнесе. Соответственно, если работа настроена грамотно, то он не станет тянуть домой, в семью какие-то проблемы. Это важно для развития.