Роман Житник: «В телекоме на первый план выходит скорость реагирования»
Рынок Ростов-на-Дону
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Роман Житник: «В телекоме на первый план выходит скорость реагирования»

Технический директор макрорегиона «Юг» Tele2 Роман Житник рассказал РБК Ростов о работе компании в условиях пандемии, ключевых изменениях в телеком-отрасли и трендах, которые сохранятся в 2021 году

— Прошлый год был непростым для многих сфер жизни, в том числе, телеком-отрасли. Расскажите о работе в условиях пандемии, на что она повлияла, какие акценты сместились и какие тренды сохраняются до сих пор?

— В период самоизоляции у абонентов возросли потребности в сервисах в нетиповых локациях. Это не только спальные районы, но и дачные массивы, где раньше не было такой нагрузки, где трафик хоть и был, но в меньшем объеме. Самое главное, что изменилось — это отношение абонентов к критичности сервиса. Если раньше, условно, многие пользователи просто читали с телефона новости, пользовались соцсетями, то после объявления самоизоляции и введения «удаленки» к мобильной связи начали предъявляться совсем другие требования, появилась необходимость дистанционно работать, учиться и так далее.

Нам пришлось перестраивать свою работу. Мы увидели дополнительную нагрузку, после чего спрогнозировали ее увеличение и предприняли все необходимые действия по расширению сетей. С одной стороны — мы действовали на опережение, еще в 2018 году объявив программу «LTE на каждый сайт». Его результатами стало наличие базовых станций 4G на всех площадках, в том числе, в отдаленных населенных пунктах. И когда многие южане уезжали из города в изоляцию в деревни, дачные поселки, то нам не нужно было экстренно с нуля строить множество новых объектов, некоторая устойчивая база уже была. Но, конечно, необходимо было увеличение мощностей.

В 2020 году мы провели рефарминг, суть которого была как раз в тотальном обеспечении возросших потребностей абонентов в емкости сети. Часть спектра, который ранее использовался для голосовой связи по технологии второго поколения (2G)  GSM, была передана в сети 4G, работающие по технологии LTE. До рефарминга сети 4G использовали полосу шириной 15 МГц, мы расширили ее на 10 МГц. Благодаря этому скорость передачи данных для конечных пользователей в Ростове-на-Дону, Батайске, Азове, Мясниковском районе и в округе аэропорта «Платов», увеличилась вдвое.

Еще один важный момент — мы перестроили скорость реагирования технических команд, в том числе, в нетиповых локациях. Нам потребовалось реагировать быстрее: если раньше профиль трафика был единообразный и понятный из года в год, то теперь он резко поменялся. Еще мы заметили, что в период самоизоляции очень заметно вырос объем голосовой связи: люди скучали по живому общению. К тому же, возникали пиковые нагрузки — например, в момент, когда объявили о введении режима самоизоляции, число звонков было сравнимо с нагрузкой в новогоднюю ночь. В типовом сценарии абонентов в прошлые годы «голос» у нас стагнировал, а в период пандемии ситуация резко изменилась.

— За счет чего вам удалось оперативно среагировать в сложившейся ситуации?

— У нас был определенный план по развитию сети, план по поставкам необходимого оборудования в стандартных локациях. На первом плане был, так называемый, «бизнес трафик». Конечно, в результате всех событий он просел, а трафик в торговых центрах так и вовсе был нулевым, так как все находились в основном дома. Столкнувшись с новыми обстоятельствами, первое, что мы сделали — скорректировали планы по размещению нового оборудования.

Также мы вовремя спрогнозировали объемы роста спроса на трафик в новых условиях, чтобы планомерно обеспечивать со своей стороны все необходимое. Конечно, здесь велика заслуга наших сотрудников и подрядчиков, которые понимали, насколько важно обеспечить людей сервисом должного уровня.

— Сейчас, когда люди постепенно возвращаются в офисы, ушел ли трафик из спальных районов и сельской местности, где он резко возрос весной 2020 года?

— Когда были сняты первые ограничения летом прошлого года, трафик снова стал смещаться и стремиться к допандемийным показателям. Он очень быстро достиг уровня марта 2020 года.

 — В период самоизоляции возник закономерный рост популярности удаленных сервисов. Отмечается ли сейчас такой же резкий спад спроса на них, особенно в контексте обратного смещения трафика?

— Резкого снижения спроса на этот вид услуг я не вижу. Люди, которые попробовали эти сервисы, продолжают ими пользоваться. Например, доставка продуктов и удаленный доступ к рабочему месту все также популярны. Сотрудники Tele2 используют удаленные сервисы практически в том же объеме, потому что масочный режим, различные эпидемиологические требования и ограничения действуют до сих пор.

— Как у технической службы Tele2 строился переход на удаленную работу?

— У нас этот переход произошел достаточно быстро, в течение недели. Мы смогли обеспечить ко всем нашим критически важным системам удаленный доступ через VPN. Представить такое раньше было просто невозможно. Однако в сложившейся обстановке за короткий период нашей технической службе пришлось найти все необходимые решения и работать, фактически, в круглосуточном режиме, чтобы обеспечить доступ без потерь в безопасности.

При этом мы достигли всех показателей, на которые были нацелены. В частности, полностью выполнили запланированные объемы работ по постройке инфраструктуры, даже несмотря на то, что апрель 2020 года, когда все находились дома, очень сильно затормозил нас. Сложностей было много, в том числе, мы должны были получать допуск к объектам, получать разрешения на работу в администрации и так далее.

Во многом всех ключевых показателей мы смогли достичь благодаря нашим сотрудникам, у которых увеличилась нагрузка, у многих стал длиннее рабочий день. При этом мы понимали всю важность нашей работы для абонентов, которым мы были очень нужны в этот период. В наше время уже невозможно представить работу или учебу без качественной мобильной связи.

— Какие тренды прошлого года, на ваш взгляд, сохранились в 2021 году?

— Абсолютно точно мы можем говорить о требованиях к скорости реализации проектов. Если раньше на выполнение каких-либо работ мы закладывали, например, год, то теперь это полгода. Фактически, сейчас в текущей обстановке нужно реализовать все задумки практически в два раза быстрее. Также совсем на другой уровень вышло реагирование на ситуацию. Предсказать и спрогнозировать события сейчас практически невозможно, поэтому важно именно оперативное реагирование. Кто быстрее предпринимает необходимые меры, тот и находится в лидерах.

— Ранее Tele2 анонсировал строительство в Ростовской области двух центров обработки данных. Сумма реализации проектов превышает 2 млрд рублей. На каком этапе сейчас находятся работы по их созданию, каковы главные задачи в этом направлении в ближайшее время?

— Сейчас строительные работы находятся на завершающем этапе. У нас уже есть в Ростове два ЦОДа, новые нужны для увеличения мощностей по обработке данных, что необходимо для обеспечения устойчивой работы сети при повышении нагрузки, обеспечения биллинга, предоставления дополнительных услуг. ЦОДы нужны нам, потому что мы строим сети «5G Ready», то есть сети, готовые к внедрению стандартов связи пятого поколения. Для этого необходимы виртуализированные платформы, которые и будут размещаться в центрах обработки данных. Пока решаются регуляторные вопросы, связанные в первую очередь с выделением частот под сети 5G, операторы ведут подготовку к их строительству.

Четвертый центр обработки данных организован по модульному принципу, что позволяет нам оперативно увеличивать мощность. До 2024 года мы можем вложить в установку нового оборудования еще 3 млрд руб. Наши планы будут зависеть от потребностей, которые диктует активность абонентов. Загруженность на 2021 год мы пока оцениваем на уровне 30%, однако все может скорректироваться, например, если произойдет взрывной рост трафика.