Всем миром: как власти и банки помогают бизнесу Дона
Решения Ростов-на-Дону
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Всем миром: как власти и банки помогают бизнесу Дона

В Ростовской области действуют программы поддержки предпринимателей. РБК Ростов рассказывает, какие меры приняты в различных областях

Помощь от региона

По словам губернатора Ростовской области Василия Голубева, из-за пандемии коронавируса бюджет региона потеряет от 17 до 20 млрд руб. Главным образом, сократятся налоговые доходы. Это связано с тем, что работа бизнеса временно ограничена из-за пандемии коронавируса нового типа.

С 28 марта 2020 года и до особого распоряжения на территории Ростовской области приостановлена работа ресторанов, кафе, баров и других предприятий общественного питания (исключение составила доставка). Кроме того, не работает большинство торговых точек, кроме аптек, а также продуктовых магазинов и тех, кто продает товары первой необходимости.

В этих условиях федеральные власти разработали программу поддержки бизнеса. В Ростовской области есть своя программа, которая призвана помочь небольшим компаниям пережить сложный период. Ее главные пункты — снижение налоговой нагрузки и арендных платежей за муниципальную собственность.

Так, для собственников торговых центров, сдающих имущество в аренду, ставка налога на имущество организаций снижена в два раза — с 2,2% до 1,1%. До этой же отметки снижена ставка налога на имущество для гостиниц и компании, которые выращивают овощи в теплицах.

Также ставка налога при упрощенной системе налогообложения в наиболее пострадавших отраслях снижена с 6% до 1%. Также до 5% сократилась ставка налога по системе «доходы минус расходы». А для предпринимателей, работающих на патентной системе, в два раза уменьшен показатель потенциально возможного к получению дохода, ранее он составлял 10%.

Институты поддержки бизнеса

Однако кроме налоговой, есть и долговая нагрузка. Кроме того, бизнесу нужны деньги на развитие, поэтому льготное кредитование стало следующим пунктом программы. Для этого в начале мая власти Ростовской области приняли решение увеличить финансирование региональных институтов поддержки бизнеса. Речь идет о Ростовском региональном агентстве поддержки предпринимательства (РРАПП) и Региональной лизинговой компании. Суммарно их докапитализируют на сумму 340 млн руб. Эти деньги, по словам министра экономического развития Ростовской области Максима Папушенко, пойдут на выдачу льготных кредитов малому и среднему бизнесу.

В частности, Агентство поддержки предпринимательства разработало два льготных микрофинансовых продукта. «Компенсирующий» микрозайм до 3 млн руб. на срок до 3 лет под 1% годовых с отсрочкой платежа до 6 месяцев. А также кредит «Льготный-2» — тоже до 3 млн руб. максимум на 3 года, но под 3% годовых. Получить займ могут производители антисептиков и защитных масок. Деньги можно направить на пополнение оборотных средств, выплату зарплаты сотрудникам, аренду, налоги и другие платежи. РРАПП также

предоставил возможность реструктуризации и отсрочки предпринимателям, которые получили кредиты до появления ограничений.

Как помогают банки?

В программах поддержки бизнеса участвуют и банки — как самостоятельно, так и вместе с региональными и федеральными властями. Они предлагают программы реструктуризации, отсрочки платежей, отменяют комиссии за некоторые услуги.

Например, Райффайзенбанк, кроме кредитных каникул, которые доступны по закону компаниям из пострадавших отраслей, предложил клиентам реструктуризацию займов — это тоже дает отсрочку по кредиты на срок до полугода. Оформить ее можно онлайн, без визита в банк. Услуга доступна малому и микро бизнесу независимо от сферы деятельности. В апреле все платежи клиентов из сегмента микро были перенесены на май, а досрочное погашение было бесплатным.

Также, до 31 мая банк сделал бесплатной доставку справок и выписок — это позволило клиентам меньше ходить в отделения. Доставка бизнес-карт бесплатна бессрочно. Кроме того, до конца сентября бесплатным стало приложение Райффайзен Бизнес Онлайн.

«Для многих предпринимателей сейчас главная задача — это снижение кредитной нагрузки. Мы идем навстречу клиентам, пересматриваем структуру платежей, проводим реструктуризацию. Причем мы сделали процесс максимально простым. Также мы сфокусированы на том, чтобы большинство операций клиенты проводили онлайн, не тратили время на посещение банка и не подвергали риску здоровье. Сейчас 99% всех операций доступны клиентам без визита в отделение», — отмечает Денис Скоков, руководитель управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка.

Как бизнесу пройти через кризис

Весна 2020 года — это очередной кризис, с которым столкнулась глобальная экономика. На уровне государств применяются уже традиционные инструменты в виде поддержки ликвидностью отдельных отраслей и мягкая денежно-кредитная политика.

Небольшие компании обычно первыми чувствуют на себе изменения в экономике. В таких ситуациях важно оценить доходы и все источники их поступления, в том числе на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Второе важное правило — по возможности снижать долговую нагрузку. Если вы можете сейчас досрочно погасить кредит, это имеет смысл сделать. Если это невозможно, реструктуризируйте задолженность. Также рефинансируйте кредиты, если их много—общий платеж в итоге будет меньше.

Затем ищите возможности перестроить бизнес: диверсифицировать каналы продаж, расширить продуктовую линейку, применять цифровые сервисы для работы с клиентами. В таких ситуациях можно организовать непрофильное производство, чтобы поддержать основной проект. Также часть процессов можно передать на внешним исполнителям — например, доставку. Если есть возможность, то можно сдать помещения в субаренду.

Как рассказала вице-президент торгово-промышленной палаты Ростовской области Светлана Абдулазизова, многие предприятия региона в связи с кризисом начали меняться, трансформировать ту деятельность, которую вели ранее. «Есть большое количество представителей бизнеса в Ростовской области, кто поймал волну и на этой волне

перестроил свое производство. В первую очередь меняться предпринимателям нужно в сторону автоматизации, развивать дистанционные форматы. Нужно сейчас думать, как обеспечить объемы заказов и работы для предприятий. Компании, которые видят для себя новые направления и новые перспективные подряды, выиграют. Потому что сейчас спрос сократится и нужно будет искатьновые пути, каналы движения к потребителю», — отметила она.