Комфорт, доставка, безопасность. Будни ростовского таксиста
Компетенция Ростов-на-Дону
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Комфорт, доставка, безопасность. Будни ростовского таксиста

Водитель агрегатора «Ситимобил» Владимир Алексеенко рассказал РБК Ростов о том, как пришел в профессию и о работе в эпохе пандемии

— До того, как стать таксистом, я был торговым представителем в сегменте хореки. Приходилось регулярно ездить от точки к точке, крутился как мог, и как-то друг посоветовал мне брать пассажиров. Мол, ты же все равно ездишь, почему не подработать. Бензин нам тогда не оплачивали, я жил на проценты. Поэтому такая возможность показалась тогда интересной. Потом спустя какое-то время мы с моим работодателем разошлись во взглядах, и мне пришлось уволиться. И вот тут очень пригодился опыт подработки таксистом. С тех пор это мой единственный заработок.

— Наверное, выйдет несколько пафосно, но можно сказать, что такси — это мое главное дело, основная профессия в жизни. Каждый день я провожу в машине не меньше 12 часов, фактически живу за рулем и уже сросся с ним. Я постоянно работаю в такси уже 8 лет и за это время выучил Ростов настолько, что езжу без навигатора. Пассажиры удивляются, но я действительно на слух могу даже определить подъезд, к которому надо подать машину. Конечно, знаю много тайных проездов по всему городу, поэтому почти наверняка могу объехать любую пробку и довезти пассажира быстрее, чем другие водители.

— Если говорить о времени суток, в которое мне комфортно работать, то я точно дневной водитель. Не очень люблю работать ночью и стараюсь этого не делать вообще. Есть простое объяснение. Днем я могу гарантировать безопасность пассажира и свою, а ночью на дорогах менее безопасно, выезжают люди, которые создают аварийные ситуации, поэтому вопрос безопасности уже стоит иначе.

— Знаете, у таксистов же тоже есть свое профессиональное сообщество. Все, в любом деле находят себе единомышленников, и мы не исключение. У нас есть чатик в вотсапе, где мы общаемся, делимся важной информацией, приколами, комментариями в заказах. Я стараюсь там особенно не спамить, в основном пишу, когда вижу, что где-то возник затор на дороге, предупреждаю, чтоб другие могли объехать.

Перемены на самоизоляции

— В принципе, я мало, чем отличаюсь от типичного таксиста. Конечно, я знаю, как устроена мировая экономика и что надо делать с политикой, но никогда не начну разговор первым. Если клиент садится сзади и молчит, я тоже молчу и не мешаю ему.

Но вообще у меня красный диплом, я считаю себя социально развитым человеком, читаю книги и могу поддержать разговор на любую тему. Правда, говорить о политике я не любитель, да и по правилам агрегатора такие темы лучше не затрагивать. Иногда от разговора будет зависеть моя оценка в приложении, я не хочу, чтобы ее понижали из-за того, что моя точка зрения на какого-то политического деятеля не совпадет с точкой зрения пассажира.

— Чаще всего пассажиры говорят о том, что узнали из средств массовой информации или увидели по телевизору. Правда, я сам телек почти не смотрю, у меня на это нет времени. Когда есть минутка, лучше посмотреть фильм. Для того, чтобы получать информацию, мне хватает радио в машине. Тем более, что оно у меня почти всегда работает.

Конечно, в последнее время люди чаще всего говорят о коронавирусе. Обсуждают зарплаты, задержки, отсутствие денег. Я вижу, что сейчас все находятся в поисках заработка. Представляете, треть клиентов спрашивает, есть ли у нас в такси вакансии. И это не удивительно — народ ищет, как выжить.

— Сейчас у таксистов появилась дополнительная возможность заработать — доставка товаров. Каждый день на эту услугу я получаю не менее 5-6 заказов. Чаще всего приходится доставлять еду: или продукты из крупного магазина, или какие-то блюда из общепита. Доставкой пользуются и те ростовчане, которые ответственно подошли к самоизоляции и, например, хотят передать что-то родственникам. Они не могут выйти из дома и добраться на другой конец города, а я могу, потому что у меня есть разрешение.

В этом случае таксист буквально превращается в курьера. Я надеваю маску, перчатки и передаю заказ фактически от двери до двери. Конечно, при этом обязательны средства защиты, без них доставка вообще невозможна. Я не пренебрегаю этими правилами, потому что это вопрос безопасности: и моей, и тех, кто доверил мне доставку товара.

— Недавно вез одного мужчину, он владелец фабрики по пошиву обуви. Уже два месяца фабрика простаивает. Он заплатил работникам за два месяца, для этого продал почти все из своего дома. Сейчас часть людей будет сокращать. Это все он мне рассказывал во время поездки. Понятно, что сейчас наступают такие времена, когда людям не о новой обуви придется думать, а о том, что они будут есть.

— В последнее время часто вожу доноров. Они ездят на станцию переливания крови на Ченцова. По лицу непонятно, донор человек или нет, но у них есть промокод на оплату такси, «Ситимобил» дает такую возможность. И этот купон уже видно в способе оплаты, тогда становится понятно, зачем человек едет.

Безопасность и перемены

— Первую неделю самоизоляции я не работал, пережидал, присматривался к ситуации. Потом решил, что надо зарабатывать и снова начал брать заказы. Я же давно езжу в такси, регулярно делаю прививки, поэтому моя иммунная система чувствует себя хорошо, риск заболеть у меня минимальный. Я почти никогда не болею. Вируса, конечно, опасаюсь, поэтому езжу в маске. У меня и с собой всегда есть несколько масок, которые я могу предложить клиенту. Кроме масок всегда есть антисептик.

Правда, когда долго ездишь в маске, получаешь меньше кислорода. От этого гораздо быстрее устаешь, начинает клонить в сон. Это, конечно, плохо. Но когда у меня есть заказ на доставку, я могу проехать без маски, проветрить машину, потому что еду сам. Тогда и дышу.

— Всегда стараюсь работать в перчатках. Это и моя безопасность, и безопасность клиента. Тем более, что перчатки на руках не дают лишний раз трогать лицо. Да, конечно, руки потеют и контроль руля не такой, как без перчаток. Но безопасность сейчас важнее.

— В Ростове на дорогах во время самоизоляции однозначно стало меньше машин, поэтому ушли пробки. Но выросла скорость передвижения. Из-за этого аварии происходят реже, но их характер жестче. То есть, не просто кто-то кого-то прижал на повороте. Все гораздо серьезнее бывает.

— С началом самоизоляции объем заказов снизился. При этом сильно выросла водительская база. Когда человек остается без работы и при этом у него есть машина, он идет куда? Правильно, он идет в такси. Потому что думает, что здесь можно заработать, даже ничего не понимая. Но это совсем не так. Не достаточно просто иметь права и стаж вождения от 3х лет — важно уметь общаться с клиентом, знать город, быть со всеми вежливым и учтивым, ну и конечно аккуратно ездить.

— В принципе самоизоляция не сильно изменила контингент, который ездит на такси. Наверное, стало больше тех, кто раньше ездил исключительно на автобусе. «Ситимобил» сейчас снизил ценник за поездку, и людям достаточно выгодно стало пользоваться услугами такси. Есть же те, кто боятся ездить в автобусах, вот они стали новыми клиентами.

Агрегатор такси «Ситимобил» начал работать в Ростове с 11 февраля текущего года. Донская столица стала 15-м городом-миллионником, где был запущен сервис. Помимо Ростова заказ автомобиля также доступен жителям Батайска и Аксая.