— Какие основные итоги работы Ростовской АЭС в уходящем 2019 году вы могли бы выделить?
— Главной особенностью уходящего года стало то, что он стал для нас первым, когда мы не занимались строительством новых энергоблоков. Работать в таком режиме — для нас новый опыт. Но это не значит, что работать стало легче: четыре энергоблока, которые одновременно функционируют, — это очень существенная нагрузка. Кроме того, в течение года происходило переосмысление некоторых подходов, теперь мы в большей мере сконцентрированы на модернизации и оптимизации процессов.
Когда мы занимались строительством последнего энергоблока, то все время работали на адреналине: к нам было повышенное внимание и со стороны «Росатома», и со стороны руководства страны. В этом контексте людям также пришлось перестраиваться на иной темп работы. Были и те, кто хотел работать в прежнем режиме: они сейчас занимаются строительством энергоблоков на других станциях, в том числе за рубежом.
Первые три блока у нас уже работают на 104%, есть задача сделать так, чтобы и четвертый энергоблок дошел до этого уровня. Этот показатель достаточно высокий, но у нас достаточно ресурсов и возможностей, чтобы его достигнуть.
— Сейчас третий энергоблок находится на планово-предупредительном ремонте. Какие работы будут проведены?
— Планируется выполнение капитального ремонта реакторной установки энергоблока с полной выгрузкой тепловыделяющих сборок из активной зоны реактора, ремонт основного оборудования реакторной установки и систем безопасности, а также капитальный и текущий ремонт цилиндров низкого и высокого давления.
Кроме того, в списке работ — средний ремонт турбогенератора и основного оборудования турбинного отделения. В рамках капитального ремонта также запланирована модернизация одной из трех систем безопасности энергоблока, которая будет заменена на цифровую, более современную.
Завершить ремонт мы планируем в течение 75 дней, то есть с переходом на 2020 год. В прошлые годы аналогичные работы занимали больше времени. Применение новых технологических решений и новых знаний в области атомной энергетики позволяют нам не стоять на месте и оптимизировать, совершенствовать все процессы.
Но важно подчеркнуть, что сокращение сроков не идет во вред качеству. Наоборот, мы используем самые новейшие способы работы, которые позволяют проводить планово-предупредительный ремонт быстрее и надежнее.
— Как известно, Ростовская АЭС на постоянной основе работает над повышением уровня безопасности и стабильности работы. Каковы планы по этим направлениям?
— По вопросам безопасности, я считаю, год у нас прошел удачно. Мы не допустили никаких событий вне шкалы международной системы оценок. У нас не было несчастных случаев или возгораний. Кроме того, мы полностью выполнили программу безопасности, утвержденную на 2019 год.
Мы постоянно работаем над повышением уровня безопасности. Например, уже начались работы по строительству новых вентиляторных градирен для энергоблока № 3. Инвестиции в строительство составляют порядка 1 млрд руб.
Дело в том, что климат района размещения станции — континентальный, с жарким и сухим летом. Температура воздуха в летний период достигает 40-42 градусов Цельсия, а поверхность почвы и нагревается свыше 60 градусов. Вентиляторные градирни позволят не снижать мощность реактора в условиях высоких температур, характерных для летних месяцев на юге России, обеспечить щадящий режим работы основного оборудования и повысить безопасность и надежность работы энергоблока.