Сергей Мордасов: «В цифровую эпоху в центре все равно остается человек»
Решения Ростов-на-Дону,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Сергей Мордасов: «В цифровую эпоху в центре все равно остается человек»

Новый директор Ростовского филиала ПАО «Ростелеком» в интервью РБК Ростов рассказал о будущем умных городов и о планах компании в донском регионе

— В начале июня вас назначили на новую должность в Ростовской области. На ваш взгляд, есть ли какая-то специфика у нашего региона?

— Конечно, каждый регион уникален и самобытен: разные направления развития, проблемы и составляющие региональной экономики. Ранее я работал в Тамбовской области и могу сказать, что между двумя субъектами очевидны существенные различия.

Отличаются и региональные проекты «Ростелекома». Сейчас в субъектах мы развиваем различные проекты, направленные на цифровую трансформацию. Например, в Ростовской области более развиты проекты энергосервиса: «Умное освещение» уже действует в четырех донских муниципалитетах. При этом в Тамбовской области на этапе реализации находится автоматический весогабаритный контроль на автодорогах, а на Дону мы только приступаем к этой работе. Что касается информатизации здравоохранения, то оба субъекта продвинулись в этом направлении весьма основательно.

В Донском регионе хорошо развита промышленность и аграрный сектор, и на новой должности я планирую активно способствовать развитию проектов по цифровизации производства и внедрению промышленного «интернета вещей». Речь идет о технологиях, которые позволяют повышать эффективность и оптимизировать производственные процессы, вести онлайн мониторинг оборудования, предиктивный анализ и многое другое.

— Какие стратегические задачи стоят перед вами на новом месте?

— Мы движемся в рамках общей стратегии «Ростелекома». Основной вектор—трансформация в провайдера современных цифровых сервисов, в крупнейшую IT-компанию. Мы работаем во всех сегментах рынка: это и физические лица, и юридические (малый, средний и крупный бизнес) и государство. Также «Ростелеком» выступает поставщиком решений и технологий и предоставляет в аренду инфраструктуру для операторов связи.

Наша задача — повысить эффективность бизнес-процессов и закрепить лидерство в каждом из четырех ключевых сегментов. На этом пути мы также решаем еще одну ключевую задачу — рост NPS, так как, прежде всего, клиенты должны быть удовлетворены продуктами и сервисами. Мы нацелены повышать качество наших услуг и расти вместе с клиентом, обеспечивая комплексное обслуживание 24/7.

— Какие основные направления работы в области цифровизации вы видите в Ростовской области?

— «Ростелеком» является ключевым игроком и одним из базовых операторов национальной программы «Цифровая экономика». При этом говорить о «цифровой экономике» без соответствующей инфраструктуры невозможно, и это определяет вектор приложения наших усилий. Поэтому «Ростелеком» сейчас развивает целые экосистемы цифровых сервисов.

При этом в погоне за цифровизацией нужно помнить, что в центре всегда находится человек, в какой бы роли он не выступал: гражданин, предприниматель, руководитель и так далее. Не должно быть цифровизации ради цифровизации. У нас другой путь. В конечном итоге, клиент любого уровня должен получить продукт, который действительно работает, и наша задача — предложить не просто коробочное решение, а некий вариант конструктора, который

максимально удовлетворит потребности клиента. Еще одно преимущество цифровых сервисов «Ростелекома» — сервисная модель предоставления услуг. Это особенно актуально для бизнеса: компаниям больше не надо вкладываться в оборудование, инфраструктуру и заниматься модернизацией.

«Ростелеком» активно занимается обеспечением проекта «Умный город». Каких результатов уже удалось достичь?

— Мне очень нравится понятие «город как сервис». Проект «Умный город» рассчитан как раз на эту цель. Он затрагивает базовые сферы жизни: образование, медицину, автоматизацию сервисов экстренных и оперативных служб, ЖКХ, транспортную отрасль, безопасность, экоологию.

Как я уже сказал, сейчас «Ростелеком» вводит в эксплуатацию систему «умного освещения» в городах Ростовской области, что обеспечит им экономию энергоресурсов до 60%. В Ростове уже второй год действует аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», основанный на модульном принципе. Он был организован к Чемпионату мира по футболу и представляет собой сеть интеллектуальных камер видеонаблюдения, интегрированную в систему службы 112. На его платформе запущен сервис видеоаналитики внештатных ситуаций: скопление людей, нетипичное поведение, оставленный предмет, вхождение в запрещенную зону и, конечно, распознавание автомобильных номеров.

Отдельного внимания заслуживает сервис «Умный домофон». Умные домофоны также оснащены камерами видеонаблюдения и подключены к системе «Безопасный город». Это значит, что при любой опасной ситуации жилец подъезда может нажать кнопку SOS на домофоне и соединиться с оператором службы 112. Картинка с камеры записывается непрерывно и хранится в центре обработки данных до 30 дней. Сейчас умные домофоны действуют в пилотном режиме в одном из домов Таганрога. На прошлой неделе состоялось открытие нового жилого комплекса в Аксае, который также оснащен новыми домофонами, синхронизированными с приложением «Ростелеком ключ».

— В качестве одного из приоритетов развития вы упомянули промышленный «интернет вещей». Как встречают предложения о его внедрении в донских компаниях? С энтузиазмом или с опаской?

— Люди бизнеса как правило взвешенно относятся к нововведениям. Мы понимаем и разделяем эту позицию, поэтому внедряем инновации с помощью пилотных проектов. Так клиенты убеждаются в эффективности решений на практике и определяют для себя их ценность.

Мы активно занимаемся просветительской работой в этом направлении и предлагаем эффективные, проверенные на практике наработки.

— Какие новые продукты и услуги «Ростелеком» предлагает сегодня клиентам-физическим лицам и компаниям?

— Отрасль связи уже фактически трансформировалась в цифровую. Пожалуй, это самая динамично развивающаяся сфера экономики. Новые технологии порой опережают потребности, поэтому более уместно говорить для каждого из сегментов аудитории о создании цифровых экосистем, которые делают жизнь комфортнее и безопаснее, а бизнес — эффективнее. Глобальный тренд, безусловно, — облачные сервисы.

Для массового сегмента это «Умный дом». С его помощью мы решаем, во-первых, инфраструктурный вопрос — подводим оптоволокно к домам и создаем условия для работы всех систем. Во-вторых, — массу бытовых задач: от охранной функции (видеонаблюдение с хранением данных в облачных сервисах) до комфорта в конкретной квартире (дистанционное управление бытовыми приборами).

Если говорить о корпоративном сегменте, то сейчас у компаний есть повышенная потребность в видеоаналитике. Точные данные по составу, интересам и передвижению аудитории позволяют настроить бизнес «по нотам» и оптимизировать расходы компаний.

Еще одно перспективное направление для бизнеса — единая платформа сервисов кибербезопасности от «Ростелеком Solar». Она построена на базе инновационных технологий программно-определяемых сетей и не имеет аналогов в России. Мы ежедневно отслеживаем появление тысяч новых вирусов. Некоторые компании пытаются бороться с ними своими силами — ставят новые патчи, обновляют антивирусы, обучают персонал. Но этого недостаточно. Слишком быстро меняются технологии, масштаб последствий с каждым годом растет. У нас работает полноценный Security Operation Center (SOC), в котором десятки профессионалов в режиме 24/7 мониторят онлайн-системы безопасности клиентов и текущую ситуацию в целом. Если где-то появляется угроза, клиенту тут же ставят защиту и закрывают уязвимые места.

— В 2017 году вы стали победителем первого федерального конкурса «Лидеры России». Расскажите об участии в конкурсе? Что он дал вам как профессионалу?

— Участие в таком проекте — это очень серьезный вызов. Для меня он стал прекрасной возможностью в беспрецедентно честных условиях проверить себя, оценить свой потенциал и понять точки развития. Но особенно ценным фактором оказалась возможность познакомиться и установить дружеские отношения с людьми по всей стране из самых разных сфер деятельности. У каждого из них есть искренний внутренний запрос сделать мир лучше и они готовы к самоотдаче для достижения результата. Мы поддерживаем связь и стараемся вместе реализовывать новые идеи, проекты, давать советы и помогать друг другу.

В конкурсе приняло участие около 200 тысяч человек. Это те, кто подали заявку. Но на самом деле, на мой взгляд, кандидатов было гораздо больше. Ведь если задуматься, то отбор начался еще на этапе принятия решения о подаче заявки на конкурс. Многие хотели, но не рискнули, опасаясь за свою репутацию из-за страха потерпеть неудачу.

— Часто люди скептически относятся к подобным конкурсам...

— Несмотря на первоначальный скептицизм, я убедился, что организаторы смогли создать прозрачную и объективную конкурентную среду. Ни какие должности, знакомства или связи реально не имели значения. Важно было лишь то, что ты из себя представляешь здесь и сейчас.

Кроме того, само участие в «Лидерах России» еще больше укрепило во мне привычку выходить из зоны комфорта. По сути, это одно из важнейших условий для достижения результатов и успеха.

«Если хочешь иметь то, что никогда не имел — начни делать то, что ты никогда не делал».

Мой переход из Тамбовской области в Ростовскую — тоже в некотором роде выход из зоны комфорта. Но при этом на Дону я вижу огромный потенциал для развития и реализации смелых идей.

— Каким, по вашему мнению, должен быть лидер? Какими чертами он должен обладать?

— Я убежден, что лидер — это не просто человек, который держит флаг и ведет за собой людей. В первую очередь, он дает возможность и помогает развиваться другим, находит

компромиссные решения и выстраивает эффективную команду на принципах открытости, порядочности и взаимовыручки. Другими словами, настоящий лидер — это тот, кто способен «зажечь», объединить и привести команду к успеху, даже не имея при этом формального административного ресурса. Именно к этому я буду стремиться в Ростовском филиале «Ростелекома».