МРСК Юга намерена запустить пилотный проект для контрагентов
Рынок Ростов-на-Дону,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

МРСК Юга намерена запустить пилотный проект для контрагентов

О том, как кризис отразился на потребностях бизнеса в электроэнергии и о результатах работы компании в 2015г. ИА РБК-Юг рассказал генеральный директор ПАО «МРСК Юга» Борис Борисович Эбзеев
генеральный директор ПАО «МРСК Юга» Борис Борисович Эбзеев

Рост за счет экономии

Борис Борисович, в прошлом году МРСК Юга не раз заявляла о росте дебиторской задолженности за услуги по передаче электроэнергии. Насколько она оказалась по итогам года критичной для компании?

Мы закончили 2015г. с прибылью около 149 млн руб. по РСБУ, однако положение с дебиторской задолженностью, скажем прямо, крайне тревожное. Проблемная задолженность присутствует на территории всех четырех регионов, входящих в нашу зону ответственности – Ростовской области, Калмыкии, Волгоградской и Астраханской областей. Свыше 56% задолженности приходится на Волгоградскую область. Это, конечно, ненормальная ситуация. И она весьма негативно влияет на энергобезопасность регионов — отсутствие стабильного денежного потока не позволяет нам оптимально планировать и осуществлять свою деятельность.

Какова ситуация с дебиторской задолженностью в Ростовской области?

Дебиторская задолженность за услуги по передаче электроэнергии по итогам 2015года составила 17% в общем объеме долгов, это порядка 2,9 млрд руб. По состоянию на март текущего года, объем задолженности увеличился и достиг уровня 3,7 млрд руб.

Наши основные должники, как в Ростовской области, так и в других регионах — энергосбытовые компании и крупные предприятия. Причины образования их задолженности различны. Но, фактически получается, что все они закрывают свои кассовые разрывы за счет беспроцентного кредита от МРСК Юга. При этом мы свои проблемы подобным образом не решаем, и вынуждены привлекать дорогостоящие кредитные линии. Как результат, сформировался колоссальный кредитный портфель, который компания вынуждена обслуживать.

Какие меры применяются к должникам? Как компания добивается расчетов по долгам?

Мы используем в работе с должниками весь комплекс мер, предусмотренных российским законодательством. Последовательно проводим претензионно-исковую работу, направленную на принудительное исполнение договорных обязательств, получаем исполнительные листы, взаимодействуем со службами судебных приставов, кредитными учреждениями, где открыты расчетные счета должников. Определенный оптимизм внушает недавно принятый ФЗ №307, который значительно ужесточает наказание неплательщиков в сфере ЖКХ. В целом, сегодня у нас в судах различных инстанций – иски на сумму около 7 млрд руб.

Борис Борисович, в начале этого года ситуация не изменилась?

В текущем году целый ряд наших контрагентов-должников продолжает систематически наращивать дебиторскую задолженность. И это, повторюсь, очень опасная тенденция, с которой мы последовательно и жестко боремся. Неплательщики наносят ущерб не только нашей компании, но и всем потребителям региона. Ведь мы должны реализовывать в полном объеме ремонтную и инвестиционную программы Общества, нести затраты по технологическому присоединению, выполнять свои обязательства перед персоналом предприятия. Для справки - в штате МРСК Юга трудится около 14 тыс. человек.

Несмотря на рост дебиторской задолженности, МРСК Юга завершила 2015 год с прибылью. За счет чего?

В первую очередь, за счет эффективных управленческих решений и оптимизации издержек. В частности, в прошлом году мы осуществили сокращение административно-управляющего персонала и не проводили для него индексацию зарплат. Также мы снизили издержки в части закупки продукции, не связанной с операционными нуждами (компьютеры, оргтехника и др.). В результате экономия составила около 1 млрд руб.

Заявители или потребители?

Стало ли в прошлом году меньше заявок от бизнеса на технологическое присоединение потребителей к энергосетям? Как повлияли на этот процесс кризисные явления в экономике?

Мы не заметили сокращения по сравнению с 2014г. При этом стало больше заявок от сельхозпредприятий, агропереработчиков – это связано с изменением внешнеполитической ситуации и курсом страны на импортозамещение. Также мы ожидали, что будет падение количества заявок от застройщиков. Однако этого не произошло – в том числе благодаря программе «Жилье для российской семьи», которая активно работает в Волгоградской и Астраханской областях.

Руководство МРСК Юга неоднократно заявляло о проблеме неисполнения заключенных договоров техприсоединения – что потребители не выбирают заявленные мощности, формируя выпадающий доход компании. Насколько актуальна эта проблема сейчас?

Сейчас у нас около 17 тысяч действующих договоров, из них около 6 тысяч просрочены по вине потребителей. То есть, это больше 30%. Теперь представьте ситуацию – 100 потребителей пришли на существующую инфраструктуру, заключили договоры, но половину заявленной мощности не выбрали. Мы уже не можем принять 101-го заявителя, не наращивая сетевую инфраструктуру. Таким образом, возникает патовая ситуация. При простаивании уже подключенных мощностей, мы должны тратить дополнительные денежные средства. В результате компания вынуждена их компенсировать в тарифных решениях.

Возможно, было бы более справедливо компенсировать выпадающие доходы не повышением тарифа, а, например, штрафами за неиспользование подключенных мощностей?

Штрафовать за неиспользование подключенной мощности мы не можем, так как пока отсутствует законодательный механизм для этого, однако, необходимость использования подобных стимулирующих мер активно обсуждается в экспертном сообществе.

Получается, что эта проблема сегодня не имеет решения?

Это не совсем так. Мы разработали пилотный проект, который позволит компании заключать инвестиционные контракты с крупными потребителями. Его суть в том, что мы, подключая нового потребителя, не берем с него платы за технологическое присоединение, но, определяем некое среднее количество мощности, которое он обязуется выбрать за определенный период (по двухставочному тарифу за мощность). Исходя из этого, рассчитывается инвестиционный проект и находится инвестор. В свою очередь, потребитель обязуется через определенное время выбирать заявленную мощность. Эта мощность потом тарифицируется и используется в качестве возврата вложенных инвестиций.

В какой стадии сейчас находится реализация данного проекта и когда он сможет реально заработать?

Есть ряд ограничений, сдерживающий запуск этого механизма. Поэтому мы обратились с просьбой к руководству Ростовской области инициировать обращение в ФАС России с тем, чтобы внести изменения в действующие нормативные акты, которые позволят данному проекту работать. Мы надеемся, что его старт состоится уже в этом году. Это позволит нам осуществлять развитие сетевой инфраструктуры и генерировать денежный поток для крупных проектов, дающих стимул для развития региона в целом.

Курс на развитие

На каких проектах и направлениях деятельности МРСК Юга намерена сосредоточиться в 2016 году?

Основные объекты инвестпрограммы – те, которые строятся или модернизируются в рамках подготовки к ЧМ-2018. Они позволяют нам не только обеспечить инфраструктуру самого чемпионата, но и сформировать определенный задел на будущее. Так, подстанция «Спортивная», которая будет находиться в левобережной зоне Ростова-на-Дону, непосредственно за стадионом, после проведения ЧМ создаст избыток мощности, который станет стимулом для реализации новых перспективных проектов. Такого же эффекта мы ожидаем и в зоне строящегося нового аэропорта, где проводится комплексная реконструкция подстанции АС-10. Подстанция не только полностью обеспечит электроснабжение аэропортового комплекса, но и выступит драйвером развития прилегающей территории.

Борис Борисович, каковы приоритеты компании вне работы по подготовке к ЧМ-2018?

В первую очередь, это надежное бесперебойное электроснабжение потребителей, в том числе, в неблагоприятных погодных условиях, с которыми в последнее время, зачастую, приходится сталкиваться. Второй аспект — работа с клиентами по технологическому присоединению. Наша компания значительно нарастила свои компетенции в области клиентоориентированности, и мы будем продолжать активно развивать данное направление. В частности, в 2015 году МРСК Юга запустила пилотный проект в Таганроге, передав прием заявок граждан, малого и среднего бизнеса в систему МФЦ. В этом году мы планируем распространить его на территорию всей Ростовской области, а также реализовать в Астраханской области.

Кроме того, мы намерены создать единый колл-центр, специалисты которого будут обслуживать все четыре региона присутствия Общества и оперативно отвечать на интересующие потребителей вопросы. Будем развивать и блок интерактивного общения с клиентами через сайт МРСК Юга.

Мы стремимся максимально упростить взаимодействие между компанией и потребителями, чтобы им было удобно и комфортно с нами работать.